Держащей силой якоря называется наименьшее усилие, которое нужно приложить в направлении веретена, чтобы сорвать его с грунта. Это усилие обычно относят к его весу.
Если говорится, что держащая сила якоря равна трем, то это означает, что фактически его способность оказывать сопротивление силам, стремящимся сместить судно, будет равна его утроенному весу.
Держащая сила якоря зависит от его типа, характера грунта и длины вытравленной якорной цепи. Наибольшей держащей силой якорь обладает, когда его веретено занимает горизонтальное положение.
В противном случае якорь теряет часть держащей силы. Так, при тяговом усилии, направленном к поверхности грунта под углом 15°, держащая сила якоря уменьшается до 50%.
Наибольшую величину держащей силы Тяу якорного устройства определяют по формуле:
Тяу= kPя + fPц
где,
k - коэффициент держащей силы, зависящей от типа якоря и характера грунта (табл. 2.2);
Ря - масса якоря, т;
f - коэффициент трения цепи о грунт ( в среднем равен 0,3);
Pц - вес якорной цепи, лежащей на грунте, равен 0,18d2 *l, т;
L - длина якорной цепи, лежащей на грунте, м.
Приведенные в таблице коэффициенты относятся к действию постоянного долговременного тягового усилия. При действии тягового усилия в виде отдельных кратковременных рывков держащая сила может оказаться больше расчетной в 2 - 3 раза.