Многое в моряках непонятно постоянно живущему на суше, и особенно - его легкомысленное отношение к тяжелым трудом зарабатываемым деньгам, далеко не большим; его поведение на берегу и многое-многое другое.
Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (в общежитии называемые предрассудками), и морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее. Все это очень интересно, и можно было бы составить целую книгу. Здесь мы коснемся этого безусловно важного вопроса.
Поверья-предрассудки
Поверья возникали в результате наблюдения над разными явлениями природы моряками всех наций с первых дней мореплавания. Многое стало предрассудком в силу совпадения момента проявления скрытых сил природы с каким-либо несчастьем на судне или с членом экипажа. Много чудесного порассказано и в силу свойственного человеку желания преувеличить, особенно когда бывалый соленый моряк повествовал о долгих походах и происшествиях.
Тома написаны о морских предрассудках, начиная с похода аргонавтов, легенды сложены о плавающей скале-острове, о Летучем голландце. Такие чисто морские явления природы, как водяные смерчи, фосфоресценция воды, огни святого Эльма, ветры, штормы, морские чудовища не могли не породить большого числа легенд, поверий и обычаев, помогавших избежать ужасных явлений.
В числе таких поверий в Англии - невозможность . выхода в море в пятницу, и тем более в пятницу тринадцатого числа. Между прочим, тринадцатое число часто приходится именно на пятницу. В России роль пятницы отводится понедельнику, а тринадцатое число также не в почете.
Приведем несколько поверий, которые русские моряки соблюдают инстинктивно, в силу обычая: нельзя закуривать трем лицам от одной и той же спички - один из прикуривших обязательно скоро умрет; нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм; поскреби мачту, если, лежа в штиле, хочешь ветра. Адмирал Коломейцов указал еще на одно поверье. Во время штиля, чтобы получить ветер, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая... Вскоре паруса наполнялись ветром.
К разряду таких поверий должны быть отнесены и поговорки: «Если дождик перед ветром - поставьте марса-фалы. «Если дождик после ветра-снова выбирайте их».
Было в обычае русского флота при проходе траверзе южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности если корабль шел в дальний вояж.
Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах и явившийся результатом драконовских мер наказания в далеком прошлом, а именно - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранит свое нехитрое имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Стянуть же у офицера - совсем другое дело.
К большому огорчению, мы должны оговориться и выделить русского матроса эпохи броненосного флота из общего правила. Случаи кражи в матросской среде на кораблях русского флота были далеко не единичны и особенно - на судах внутреннего плавания. Мы объясняем это не только падением нравственности после японской войны, но и отсутствием правильного воспитания матроса, отсутствием того, что мы называем собирательно - школы морской жизни. Таким же общим международным морским обычаем является признание превосходства кормы корабля перед его носом. Бак - это дом матроса, и офицер там бывает только по службе; офицер дома - на юте, матрос туда не допускается. Этот морской обычай-традиция - одна из основ дисциплины, особенно на коммерческих судах. На этом обычае, строго говоря, в торговом флоте держится все.
Старый, моряк - строгий противник убийства чаек и вообще всякой морской птицы. Идет это также из далекого прошлого и является результатом веры в то, что Душа погибшего моряка переселяется в морскую птицу.
Традиции моряков
- На палубу принято ступать правой ногой. А плюнуть на палубе - преступление.
- В судовом журнале заранее не обозначается порт, в который следует корабль, пока он в него не прибудет.
- Даже в наше время в стенки и настил ходовой рубки корабля закладываются различные вещи. Например, ботинки или схожие с ними по форме предметы. Все это является современным вариантом древнего обряда, по которому не следовало вверять судно воле морских божеств, не умилостивив их какой-либо жертвой. Изначально в жертву приносили живое существо — иногда даже мужчину или женщину - или кропили нос корабля кровью, а ныне жертвуют бутылкой шампанского. Именно ее обычно разбивают о нос каждого только что спущенного на воду корабля. При этом каждому известно, что корабль, о нос которого бутылка разбилась не сразу, считается обреченным.
- Нельзя выходить на верхнюю палубу без головного убора.
Морские поверья
- Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным. Однако кот, который в море начинает резвиться, "несет на хвосте ветер" и предвещает скорый шторм.
- Неудачи будут преследовать корабль с мертвецом на борту, вот почему тело усопшего стараются побыстрее предать волнам.
- Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда.
- Есть поверье, что души погибших в море перевоплощаются в морских птиц. Поэтому, бывалые моряки стараются не обижать чаек и другую летающую над водой живность. Также очень уважаемым животным на море является кит. Считается, что встреча с ним приносит удачу.
- Самым почитаемым святым у русских моряков считается святой Никола Морской. Они верили, что только их Покровителю «Божья милость вперед дарована», то есть в критической ситуации он может помогать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом.
- Женщина на корабле - к беде. Возникло, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово "корабль" женского рода. Поэтому предполагалось, что она - корабль - будет ревновать членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине.
- Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих - плохая примета.
- Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или монеткой золотой).
- Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание.
- Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем.
- Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды.
- Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля.
- "Винное крещение" - разбивание бутылки о форштевень спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса - это сулит несчастья кораблю.
- Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно.
- Нельзя менять имя корабля.
- День выхода корабля в море - пятница (день распятия Христа), особенно 13 числа, - несчастливый день.
- День выхода корабля в море - первый понедельник апреля (день рождения первого в мире убийцы Каина и день убийства им своего родного брата Авеля) - несчастливый день.
- День выхода корабля в море - второй понедельник августа (день гибели городов Содома и Гоморры) - несчастливый день.
- День выхода корабля в море - 31 декабря (в этот день повесился Иуда) - несчастливый день.
- Пассажиры - юристы (защищающие интересы судовладельцев) и служители культа - могут привести к бедам в плавании.
- Покойник на корабле - к несчастью. Необходимо уложить его, коли он появился, поперек диаметральной плоскости корабля, а по прибытии в порт незамедлительно отправить на берег. И только после отправки тела покойного можно было сходить на берег.
- Закон передачи бутылки с вином - против солнца, то есть соседу справа. Передача по солнцу - морская серость.
- Бегство крыс с корабля - к его гибели.
- Моряк с разноцветными глазами - к несчастью.
- Кривоногий моряк - к удаче.
- Рождение на борту ребенка - к удаче.
- Швабра или ведро, уроненные за борт, - к неудаче.
- Огни Святого Эльма на мачтах корабля - к удаче.
- Передача корабельного флага между ступеньками трапа - к неудаче.
- Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море.
- Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте).
- Плюнуть на палубе - преступление.
- Нельзя закуривать трем лицам от одной спички - один из прикуривших обязательно умрет.
- Нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм.
- Поскреби по мачте - и появится ветер во время штиля.
- Во время штиля надо написать на бумажке имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая, - непременно появится ветер.
- Признание неприкосновенности сундука или чемодана.
- Признание превосходства кормы корабля перед его носом.
- Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них).
- Для вызова ветра капитан должен бросать свою фуражку, а рулевой - сапог в сторону, откуда требовался ветер.
- Средство от смерча - втыкание ножа с черной рукояткой в мачту в очетании со звоном оружия и заклинаниями.
- Для вызова ветра - хлестать друг друга плетьми.
Морские легенды и мифы
- Согласно мифологии древних греков у повелителя ветров Эола были четыре помощника – северный бурный ветер Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир. И чтобы не разгневать Эола с его помощниками, моряки обращались к повелителю ветров с молитвами и делали ему подношения. Но такие подношения и молитвы существовали не только в Европе, до сих пор в странах юго – восточной Азии моряки возносят молитвы своим древним богам, зажигают благовония и приносят дары, причем делают это с восточной щедростью и почтением, кидая в море серебряные или даже золотые монеты и украшения.
- «Огни святого Эльма», которые являлись ни чем иным как электрическими разрядами в виде светящихся пучков, возникающих на острых концах высоких предметов при насыщенности атмосферы электричеством. Такие «огни» большинство мореплавателей считало дурным знаком. Считалось, что степень грозящей судну опасности зависит от цвета огней. Но при этом, справедливости ради, можно отметить, что эти «огни» не всегда считались плохим предзнаменованием и даже, наоборот, принимались некоторыми моряками за знак благосклонности высших сил. Так общеизвестно, что Колумб в своем первом плавании через Атлантику смог предотвратить бунт экипажа одного из своих кораблей - «Санта – Марии» - благодаря указанию на «огни» как на знак благосклонности небесных сил к их затянувшемуся плаванию.
- Интересна и история происхождения праздника Нептуна, отмечаемого и в наши дни на всех кораблях, пересекающих экватор.
Нептун считался у древних римлян богом морей. Но так было не всегда – сначала он почитался как божество рек и источников, а также «курировал» осадки и был покровителем лошадей. Уже намного позже под воздействием эллинских верований Нептун приобрел черты, характерные для древнегреческого бога морских стихий Посейдона, и мифологические сказания передали ему такой атрибут Посейдона как трезубец. Нептун стал почитаться как владыка морей и океанов, и именно с этого момента моряки стали просить у него разрешения на пересечение экватора, точнее даже не экватора, а определенной зоны, отмечаемой на картах в качестве границы между различными полушариями земли, так как само понятие «экватор» появилось только уже во времена Великих географических открытий. С этих времен дошло до наших времен и первое упоминание о празднике Нептуна в том виде, в котором он празднуется и поныне.
- Отдельное место в морских легендах и преданиях занимают таинственные и ужасные обитатели морей и океанов и особенно их глубин. В древности те или иные те или иные опасные для мореплавания места также связывали с какими-то сверхъестественными существами. Классическим примером могут служить Сцилла и Харибда, мифические существа, которые, как гласят древнегреческая мифология и «Иллиада» Гомера, обитали по обеим сторонам узкого пролива (как полагают ученые, Мессинского) и губившие проплывавшие корабли.
Подобные морские чудовища являлись персонажами и других древних мифов, откуда они несколько позже перекочевали и в Библию. Однако большая часть мифов и легенд о морских чудовищах передавалась устно из поколения в поколение мореплавателей.
Суеверие у моряков-подводников
Большинство подводников уверено, что везение или невезение лодки закрепляются за ней вместе с номером. Отмечено, что трагедии часто случаются с субмаринами, оканчивающимися на "девятку".
Простое перечисление фактов только подтверждает эту теорию: 8 марта 1968 года подлодка К-129 Тихоокеанского флота затонула в период несения боевой службы у острова Гуам (поднята силами США в 1974 году). Погибли около 100 человек.
В 1970 году атомная подводная лодка Северного флота К-69 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.
В том же году на АПЛ К-329, строившейся на заводе "Красное Сормово" в г. Горьком, произошел неконтролируемый пуск реактора, после чего возник пожар и последующий выброс радиоактивности.
В начале 1983 года атомная подводная лодка Северного флота К-449 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.
В том же году 24 июня АПЛ Тихоокеанского флота К-429 затонула около побережья Камчатки, в бухте Крашенинникова. После подъема поставлена на ремонт. При окончании ремонта снова затонула у стенки завода. Погибли 2 человека. 6 октября 1986 года атомная субмарина Тихоокеанского флота К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула в Саргассовом море около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.
Последняя авария - осенью 2003 года уже списанной К-159, следовавшей к месту утилизации в порт Полярный, унесшая жизни девяти человек.
Приметы и суеверия у моряков
- Все моряки верят в примету относительно крыс, покидающих корабль, ибо им прекрасно известно, что крысы не терпят сырости, а потому, если грызуны бегут, это означает, что на корабле открылась течь.
- Нельзя закуривать трем лицам от одной спички - один из прикуривших обязательно умрет.
- Моряк с разноцветными глазами - к несчастью.
- Уронить на борт ведро или швабру - дурная примета.
- Нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм.
- Женщина на борту традиционно считается дурным предзнаменованием для судна. Однако ребенок на корабле – к счастью.
- Одни из самых древних морских суеверий связаны с татуировками. С помощью них моряки пытались снискать расположение богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространены татуировки с изображением звезды между указательным и большим пальцами рук. Так, в американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого изображены свинья и петушок, никогда не утонет.
- В каждом порту знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.
- День выхода корабля в море - пятница, особенно 13 числа, - несчастливый день.
ВЕТЕР ПОПУТНЫЙ
Поморы в ожидании попутного ветра заговаривали имена всех ветров,делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного.
Шведы в таких случаях произносили молитву, где просили помощи у всесильного духа короля Эрика. По преданию, он мог направлять ветры в ту сторону, куда направлял козырек своей шапки.
Такой ветер называли "шапочный", а головные уборы фасона "как у Эрика"были обязательным атрибутом одежды каждого уважающего себя шкипера-шведа. У новозеландских моряков бытовал обряд "кормления" нужного ветра.
ВЫСВИСТЫВАНИЕ ВЕТРА
С незапамятных времен мореходы и рыбаки стремились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так родилось множество обрядов и магических средств, призванных уберечь судно от штормов или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль "испытанным" способом заставить работать ветер было "высвистывание".
Греческая легенда о морском божестве Тритоне гласит, что он по велению отца - бога морей Посейдона - должен был с помощью раковины "высвистывать" волнение на море, а, когда нужно, успокаивать его. Таким же приемом пользовались и китайские мореходы, хотя с мифами древней Эллады они не были знакомы. Китайцы считали, что в морских раковинах обитают духи, повелевающие морской стихией. Особенно они дорожили редкими белыми раковинами "юсуань", имеющими завитки по часовой стрелке. Обычно они хранились в монастырях и по стоимости приравнивались к алмазам. Счастлив был тот моряк, которому разрешали брать с собой в море священную реликвию.
Шло время, раковинами пользоваться перестали, однако обычай "высвистывать" ветер продолжал жить, распространившись по всем морям и флотам. У русских моряков есть пословица: "Не посвистишь, так и ветра не будет". Но свистеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные "заговоренные" свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае.
"Высвистывали" ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его прихода. Количеством посвистов определялась сила ветра и его продолжительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как, по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам.
Впрочем, на "высвистывание" ветра полагались не все мореходы. Наиболее предусмотрительные принимали надлежащие меры еще до выхода в море. Например, древние греки перед длительным плаванием обривались наголо, как бы отдавая свои волосы в дар богу северного ветра Борею.
Финны приобретали в портовых лавках чудодейственные веревочки с тремя заколдованными узлами. В нужный момент, развязывая определенный из них, можно было вызвать легкий ветерок, хороший крепкий ветер или злую бурю. Кто был победнее, мог купить простой амулет в виде медальона с изображением судна, идущего под парусами.
У соленых бродяг были и другие "проверенные" средства. Например, считалось, что приносило ветер бултыхание швабры за боротом судна, царапанье мачты ножом, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого-нибудь предмета в дар морским богам.
Правда, бывало, что все эти действия, вместе взятые, так и не вызывали ни малейшего движения воздуха. Тогда оставалось последнее средство... хорошенько выпороть сопливого юнгу, да так, чтобы он визжал на весь океан.
КИТ
Существует поверие, что кит - счастливое животное. Беда ожидала тех. кто убивал китов, однако появление китов там, где их раньше не видели, сулило грядущие неприятности. Многие жены китобоев в различных странах лежали в постели и голодали, пока мужья находились в море, чтобы обеспечить им хорошую добычу.
ЛАБЕРЛАНД
У англичан Lubberland это мифическая страна изобилия, рай для моряков, умерших на земле, в отличие от Fiddlers Green - "Поющие кущи"-рай для моряков, погибших в море.
ЛЕСТНИЦА ИАКОВА (ЛЕСТНИЦА АНГЕЛОВ)
Такое прозвище носит трап с деревянными балясинами и тросовыми тетевами. Название такое он получил по оптическому явлению в небе, когда сноп солнечных лучей, проходящий сквозь прорывы в облаках и прочерчивающие свой путь сквозь туман благодаря рассеянию на каплях, из которых он состоит. Видны, когда Солнце скрыто за тяжелыми облаками, а воздух наполнен легким туманом. Лучи параллельны, но кажутся расходящимися из одной точки - Солнца.
МАЧТА
Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой необходим ветер.
ПАЛЕЦ
Всем с детства известно, что указывать пальцем на что-либо не только показывать вашу невоспитанность, но и является дурным тоном и некрасивым поступком. Особенно дурная примета показывать пальцем на небо - это может разгневать богов и принести шторм или штиль. И в каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.
ПАРУСА
Если в море штиль, то чтобы появился ветер и паруса наполнились ветром, их обливали водой.
ПОДКОВА
Казалось бы, что подкова сугубо сухопутный талисман. Однако и море она имеет большое значение. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то "госпожа Удача" обязательно поможет вашему судну. Именно поэтому на мачте флагманского фрегата знаменитого адмирала Нельсона тоже была прибита подкова.
Причем надо заметить, вешают подковы разными способами. Русские концами вниз. Многие нации прибивают концами вверх, считается, что тогда удача не убежит (не выльется). А можно ее повесить и в среднем положении, тогда она будет символизировать букву "С" - первую букву в имени Христа (Christ).
ПРОТИВНЫЙ ВЕТЕР
Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней... раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная "ветреная дама" обязательно сворачивала в сторону.
СВИСТ
Почти на всех морях строго соблюдают положенное табу - свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти.
Свист раздражает и гневит морских богов. У христиан нелюбовь к свисту связана с преданием, по которому одна легкомысленная женщина насвистывала, наблюдая, как кузнец изготавливал гвозди, которыми позднее были прибиты к кресту руки и ноги Иисуса Христа. Современные моряки знают и другую примету - "не свисти - денег не будет".
СЕРЬГА
Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.
СВЯТОЙ НИКОЛАЙ
У русских моряков самым почитаемым святым, считается святой Никола Морской. Он не только "защищает бедных и неимущих", но и может оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты, и прочее. Николу Морского называют "скорым помощником".
В рукописном памятнике "Устьянский правильник" этому дается следующее объяснение. Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков "вперед Божья милость дарована", то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.
СВЯТОЙ АНТОНИЙ
У португальцев-католиков защитником моряков считается Святой Антоний. Моряки с благоговением относятся к нему, но вот с его образом в виде статуэтки обращаются довольно бесцеремонно. Во время бури ее привязывали к мачте, все туже и туже стягивая узлы, или купали на веревке в море, или же совсем выбрасывали за борт.
ТАТУИРОВКА
Татуировка - нанесение на тело рисунков с помощью вкалывания в кожу краски, было древним обычаем моряком. Таким способом они пытались снискать расположение у морских богов и благополучно вернуться на родину.
Удачу приносили следующие изображения - изображение моря (символа надежды), черной кошки, четырехлепестового клеверного листа, подковы и других символов, чаще всего в зависимости от почитаемости их какой-либо нацией. У многих моряков распространена была татуировка - изображение звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносились религиозные символы, у христиан - распятие.
Этим преследовалась цель получить покровительство богов, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам, можно было определить какой веры утопленник, а значит и по каким обычаям его хоронить.
Хитрые матросы делали на спине татуировку распятия, наивно полагая, что в случае наказания за какой-либо проступок, боцман не будет бить "двенадцатихвостой кошкой" по кресту - символу веры.
ЧАЙКА
Существует поверие, что морские чайки - это хранители душ людей, погибших при кораблекрушениях. Жалобный крик чаек - это требование усопших похоронить их по христианскому обычаю - в земле.
ШВАБРА
Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер необходимо по-бултыхать шваброй за бортом судна, а еще лучше выбросить за борт старую швабру. После того как ветер подул, швабру убирают в трюм, чтобы не гневать богов и не спугнуть ветер. Плохая примета - нечаянное падение швабры за борт.
ШТИЛЬ
Кто не знает смелого и предприимчивого морехода Одиссея, героя многих древнегреческих мифов? В одном из них повелитель "бушующих и легковейных" ветров Эол подарил сыну Итаки попутный ветер и огромный мех с другими ветрами, запретив открывать его десять дней. Дарованный попутный ветер надувал паруса корабля, и, казалось, ничто не могло помешать морякам вернуться на родину. Однако их мечтам не суждено было сбыться. Любопытные спутники Одиссея развязали мех. Спрятанные там ветры, вырвавшись на волю, соединились в страшную бурю...
ШТОРМ
И в настоящее время шторм является самым опасным природным явлением для жизни моряка и его судна. В древние времена китайцы, чтобы уберечь себя в шторм придумали делать из бумаги кораблики и пускать их по бушующим волнам. Они надеялись, что злые духи моря набросятся на игрушки, а настоящие джонки уйдут от опасности.
Их соседи японцы в таких случаях приносили в жертву буре заранее припасенную рыжую кошку. Моряки Средиземноморья выливали за борт стакан вина, а эскимосы - стакан пресной воды.