sudno_scf_shanghai.jpg

Танкер Viktor Konetsky стоит на якореПосле постановки на якорь, когда судно выйдет на канат, вахтенный помощник капитана обязан определить место судна, измерить глубину и oпределить характер грунта, нанести на карту окружность перемещения кормы судна под влиянием ветра и течения с учетом длины судна и вытравленной якорной цепи, наметить и определить контрольные пеленги и дистанции по РЛС до береговых ориентиров. Сделать записи в судовом журнале.

При стоянке судна на якоре следует помнить, что самая благоприятная стоянка может оказаться опасной, и потребуется немедленно сняться с якоря.

Поэтому запрещается при стоянке на якоре:

производить работы в машинном отделении, связанные с выводом из эксплуатации главного двигателя, рулевого и якорного устройств;

главный двигатель должен находиться в готовности, установленной капитаном судна в зависимости от конкретных условий.

При заступлении на вахту, вахтенный помощник должен ознакомиться с условиями якорной стоянки, окружающей обстановкой и получить следующую информацию:

место судна по карте и ориентиры для его контроля;

количество вытравленной якорной цепи (цепей);

характер рыскания судна;

глубину места и характер грунта;

скорость и направление течения, изменение уровня воды;

сведения о поднятых сигналах и огнях на судне;

о работающих технических средствах судовождения;

готовности главного двигателя к действию;

распоряжениях капитана для вахтенных помощников;

ознакомиться с метеорологическими сводками, прогнозом погоды и срочными навигационными предупреждениями.

Вахтенный помощник капитана должен постоянно находиться на мостике или верхней палубе судна, вести наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановкой, контролировать место судна, убеждаться в отсутствии дрейфа.

Надежность якорной стоянки резко ухудшается, если с усилением ветра судно начинает рыскать, т. е. совершать колебательные движения от линии действия ветра (рис. 2.34).

Размеры рыскания зависят от конструктивных особенностей судна, его загрузки и силы ветра. Наибольшему рысканию подвержены суда в балла- сте и, особенно, при наличии у них дифферента на корму. Амплитуда рыскания у таких судов может достигать 1000, что может привести к началу дрейфа судна независимо от силы ветра.
Кроме того, во время рыскания в определенные моменты якорная цепь будет испытывать настолько значительные напряжения, что это может привести к ее разрыву.

Для уменьшения рыскания необходимо:

дополнительно потравить якорную цепь;

принять балласт в носовые танки для уменьшения дифферента на корму;

отдать второй якорь;

сняться с якоря для штормования в море.

Все эти действия наиболее эффективны тогда, когда они предпринимаются своевременно.

Признаками дрейфа судна на якоре являются:

судно перестает рыскать, то есть направление ветра относительно диаметральной плоскости судна не меняется, корпус судна разворачивается практически лагом к ветру и «замирает» в этом положении;

появление рывков якорной цепи (якорная цепь натягивается втугую, затем резко провисает);

биение якорной цепи в клюзе и вздрагивание цепи под ногой у палубного клюза;

изменение контрольных пеленгов и дистанций.

 

 

Рис. 2.34. Поведение судна на якоре в свежий ветер

Поведение судна на якоре в свежий ветер

При появлении дрейфа необходимо:

потравить несколько смычек цепи в воду, причем травить в тот момент, когда возникает ее провисание. При усилении ветра до 6 - 7 баллов травят от половины первоначально вытравленной длины на средних глубинах, до двойной – на малых.
При усилении ветра до 8 баллов цепь потравливается почти полностью (оставляется не более одной смычки в цепном ящике), главный двигатель переводится в постоянную готовность;

если принятые меры не дают должного эффекта, то начинают осторожно подрабатывать машиной, режим работы должен быть таким, чтобы якорная цепь не пошла под корпус;

при усилении ветра для предупреждения разрыва якорной цепи во время рыскания судна необходимо отдать второй якорь или сняться с якоря и выйти в море для штормования;

при получении штормового предупреждения иногда разумнее заранее поменять место якорной стоянки на более безопасное. Вахтенный помощник постоянно должен:

вести наблюдения за судами, проходящими мимо, и теми, которые становятся на якорь или снимаются с якоря. В случае возникновения аварийной ситуации вахтенный помощник обязан прежде всего доложить об этом капитану и в дальнейшем руководствоваться его распоряжениями. Одновременно необходимо принимать меры предупреждения подачей звуковых и световых сигналов, применением УКВ радиостанции;

следить за исправностью судовых огней и знаков, которые предусмотрены для судна на якоре согласно МППСС или местными правилами;

следить за возможным перекручиванием цепей при стоянке на двух якорях;

при наличии льда на рейде следить за его движением и в случае необходимости переводить главный двигатель в постоянную готовность;

обо всех изменениях в условиях стоянки судна (о внезапном усилении ветра, получении штормового предупреждения или сводки погоды со значительными изменениями гидрометеообстановки, появлении дрейфа судна и ухудшении видимости) следует немедленно докладывать капитану.

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта