jakor_cep.jpg

Якорь в клюзеЕсли якорь, выйдя из воды, окажется «нечист», приступают к его очистке.

Якорная цепь зацепилась за лапу собственного якоря.

В этом случае якорь подтягивают к клюзу и на свободную лапу якоря надевают стальную стропку, за которую крепят стальной трос.

Затем дают слабину якорной цепи, и тогда за бортом судна можно развести запутавшиеся за лапу шлаги цепи. После того как якорную цепь распутают, ее слабину выбирают, одновременно потравливая трос (со стропкой) до тех пор, пока масса якоря не ляжет на цепь. После этого остается снять с якоря трос и стропку и выбрать цепь (рис.2.37).

Очистку якоря от своей цепи можно производить также путем заведения в якорную скобу серьги из стального троса, при помощи которой подбирают якорь, пока цепь не станет свободной для ее очистки. В остальном очистка производится так же, как указано выше.

 

Рис. 2.37. Якорь «нечист»:

а) - запутался в собственной цепи; б) - поднята якорная цепь другого судна

Якорь нечист

В случае, когда лапы якоря зацепились за чужую якорную цепь или кабель, очистку можно производить только на месте стоянки судна и давать ход машине только для того, чтобы удерживать судно на одном и том же месте (рис. 2.40).

 

Рис. 2.40. Очистка якоря от цепи другого судна

Очистка якоря от цепи другого судна

Очистку якоря в этом случае производят следующим образом. Подтягивают сначала якорь возможно ближе к клюзу. Затем под чужую цепь через носовую киповую планку заводят серьгу, которую обтягивают и крепят на кнехте.
После этого брашпилем травят свою якорную цепь, отчего вся масса поднятой чужой цепи (или кабеля) ложится на серьгу, а лапы своего якоря освобождаются.
Затем якорь осторожно подтягивают к клюзу, следя за тем, чтобы лапы опять не зацепились за висящую на серьге чужую цепь (или кабель). Когда веретено якоря будет втянуто в клюз, отдают один конец серьги, а трос выбирают на палубу. Только после этого можно дать ход машине.

При стоянке судна на двух якорях, когда оно повернется на 180°, на якорных цепях образуется так называемый крест (рис. 2.41). Для разводки креста сначала необходимо выбирать тот якорь, цепь которого находится снизу. Цепь второго якоря при этом надо немного потравливать. Крест исчезнет в тот момент, когда первый якорь будет «панер».

При повороте судна на 360°, когда якорные цепи перекрещиваются дважды, образуется двойной крест, который называют крыжом (рис. 2.42).
Для разводки крыжа необходимо осуществить разворот судна в сторону, противоположную закручиванию цепей, на 3600. Практически выполнить это самостоятельно невозможно, необходима помощь буксиров.
При самостоятельной разводке необходимо одну из цепей расклепать, концы закрепить на судне. Далее действовать по обстановке.

 

Рис. 2.41. Перекручивание якорных цепей (крест)

Перекручивание якорных цепей

 

Рис. 2.42. Якорные цепи образовали «крыж»

Крыж на якорной цепи

Для предотвращения этого явления следует наблюдать за положением судна и его якорных цепей. В случае, если судно начнет разворачиваться, следует заблаговременно до образования крыжа произвести перекладку якорей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Пользовательский поиск

Парусные супер-яхты

Научные суда

Морские программы

   

Карта сайта