Дрейф – снос судна с линии курса под совместным действием ветра и вызванного им волнения.
Угол a заключенный между линией ИК судна и линией пути, называется углом дрейфа. При смещении линии пути вправо a (+), при смещении влево a (-). зависимость между ПУa, ИК, и углом дрейфа a:
ПУa = ИК + (+\-a);
ИК = ПУa - (+\-a);
a = ПУa - ИК.
Наиболее надежно угол дрейфа может быть определен путем сравнения действительного пути судна, полученного по обсервациям, с истинным курсом.
Соединив обсервованные точки получают линию действительного перемещения судна, т.е. линию пути при дрейфе Угол между линией пути и проложенной на карте линией ИК соответствует углу дрейфа.
Угол дрейфа может быть получен также путем пеленгования свободного плавающего предмета. Для этого с кормы судна сбрасывают вешку. По мере удаления судна от вешки берут серию ее пеленгов. Среднее значение из этих пеленгов, исправленное поправкой компаса, равно обратному направления фактического перемещения судна.
Следовательно:
ПУa = (КПср + ”К) +/- 1800
a = ПУa - ИК.
Иногда применяют приближенный способ путем измерения угла между кильватерной струей и диаметрально плоскостью судна. Для этого ставят визир пеленгатора параллельно кильватерной струе. Отклонение визирной плоскости от диаметральной плоскости судна укажет величину угла дрейфа.
Учет дрейфа
При прокладке с учетом дрейфа возникают две задачи – прямая и обратная. Прямая – заключается в расчете ПУa по известному КК судна.
Обратная – в расчете КК по известному ПУa
Особенности графического счисления при учете дрейфа.
При наличии угла дрейфа рассчитывается и прокладывается на карте ПУa = ГКК + ”ГК + a
Пройденное по лагу расстояние Sл откладывается по линии пути, так как лак при a < 100 дрейф учитывает. Если же a > 100, то по линии пути откладывается расстояние S = Sл sec a
При обратной задаче, когда требуется рассчитать ГКК, направление ПУ снимают с карты, после чего: ГКК = ПУa - a - ”ГК. Для нахождения счислимой точки в момент траверза ориентира следует рассчитать ИП = ИК +\- 900 и линию пеленга провести до пересечения с линией пути.
Морские течения
Элементы течения и способы их определения. Угол сноса на течении.
Течения(І) делятся на – постоянные, периодические (приливо - отливные, ветровые), временные (от сильных ветров, колебаний уровня моря, атм. давления, стока вод с материка).
Сведения о течениях можно выбрать из Атласов течений, лоций, нав. карт.
Элементы течения: скорость и направление
Угол (І) – заключенный между линиями ИК и пути, называется углом сноса; он положителен, если ПУb > ИК, и(-), если ПУb < ИК. Для ведения счисления необходимо знать угол І и истинную скорость V.
Тогда: ПУb = ИК + І.
Прямая задача: Задан ИК, требуется найти І и V. Из начальной точки учета течения по линии ИК отложить вектор скорости Vл. Из конца вектора Vл проложить Кт (направление течения) и на нем отложить скорость течения vт получим направление движения ПУb и путевую скорось V.
Обратная задача: Намечаем точку в которую должно прийти судно; соединив ее с начально точкой, получим линию ПУb Из начальной точки отложить вектор скорости течения vт из его конца радиусом равным скорости судна по лагу Vл сделать засечку на линии пути. С помощью параллельной линейки перенести вектор в начальную точку и получить знаыение ИК. Для получения счислимой точки необходимо рассчитать Sл = рол Кл и отложить плавание на линии ИК, а затем полученную точку перенести на линии пути ПУb по направлению течения.
Особенности графического счисления при учете течения
Графическое решение задачи по учету течения, производимое обычно на навигационной карте, состоит в построении навигационного треугольника или треугольника скоростей, сторонами которого являются вектор Vл скорости судна относительно воды, направленный по линии ИК, вектор vт скорости течения по его направления Кт (направление течения) и вектор V истинной скорости судна, направленный по линии пути.
Угол (І) – заключенный между линиями ИК и пути, называется углом сноса; он положителен, если ПУb > ИК, и отрицательным, если ПУb < ИК. Для ведения счисления необходимо знать угол І и истинную скорость V.
Тогда: ПУb = ИК + І. Плавание S = Vt может быть вычислено или снято с карты.
Совместный учет дрейфа и течения, прямая и обратная задачи
Общий угол сноса.
Прямая задача. Дано: КК, a
1) Кл = 1 + ("л : 100)
2) d + ґ = "МК + КК = ИК + a = ПУa прокладываем на карте.
3) Строим скоростной треугольник из которого определяем ПУ.
4) ПУ - ПУa = І + a = С
5) ОЛ2 - ОЛ1 = РОЛ х Кл = S откладываем и.т.д.
Обратная задача. Дано: ПУ
Сначала строим скоростной треугольник, находим из него ПУa, далее рассчитываем І = ПУ - ПУa,
затем С = І + a после чего определяем ИК и.т.д.
1) ПУ - ПУa = І + a = С
2) d + ґ = "МК
3) ИК - d = МК - ґ = КК надписываем на карте
4) t = S : Vл
5) ОЛ4 = ОЛ3 + S и.т.д.
Особенности графического счисления при совместном учете дрейфа и течения
Прямая задача: После исправления КК к нему алгебраически прибавляют угол дрейфа Полученный ПУ прокладывают на карте. По линии ПУ откладывают лаговую скорость Vл (разность отсчетов лага за час, исправленную поправкой лага) или скорость по оборотам Vоб и далее строят скоростной треугольник.
Обратная задача: От точки начала учета суммарного сноса откладывают вектор течения и от его конца делают засечку на линии ПУ раствором циркуля, равным Vл или Vоб.
Таким образом получают скоростной треугольник на течении, затем проводят от начальной точки параллельно вектору скорости Vл или Vоб линию ПУ, величину которого снимают с карты, Затем от ПУ@ вычитают алгебраически угол дрейфа и получают КК, после чего переводят ИК в компасный для задания его рулевому