РКУ - угол между ДП судна и направлением распространения радиоволны. Он получается после исправления снятого отсчета (ОРКУ) радиодевиацией (f).
Радиодевиация - разница между фактическим и получаемым по радиопеленгатору направлениями (берется из спец.таблицы).
ИРП – угол между северной частью истинного меридиана и направлением распространения радиоволны.
ИРП = ИК + РКУ = ОРП + ПГК + f = ГКК + ПГК + ОРКУ + f
ЛокП = ИРП + ОП, где ОП – ортодромическая поправка, из табл. 23-б МТ-75.
Приведение к одному моменту:
От радиомаяка откладываем S, параллельно пути судна. Пеленг откладывается от крайней точки.
Ортодромическая поправка и ее знак. Табл. 23а МТ-75
Угол ОП позволяющий перейти от ортодромического пеленга ИРП к ЛокП, называется ортодромическо поправкой
ЛокП = ИРП + ОП
Знак ОП в северном полушарии при ОртП 0 – 180 (+) ОртП 180 – 360 (-) в южном все наоборот
Определение места судна по радиопеленгам на небольших расстояниях. Оценка точности и практическое выполнение.
На малых расстояниях, когда поправка ОП < 0,3 градуса и ее можно не учитывать, линии ИРП прокладывают от РМков в виде прямых линий; в точке пересечения двух таких линий находится обсервованное место судна. Предельное расстояния, на которых возможно прокладывать линии РП без учета ОртП: S = 36 ctgОПcosec ИРП.
Практическое выполнение:
на карте от РМк прокладывают ЛокП или ОртП = ОРКУ + f + ИК = ОКРП + f + ПГК = ИРП. Место судна будет в пересечении
Определение места судна по радиопеленгам на средних расстояниях. Оценка точности и практическое выполнение.
Средние – такие при которых кривизной ортодромии и изопеленги пренебречь уже нельзя, но тем не менее еще можно для расчета ортодромической поправки при нахождении ЛокП использовать табл. 23-а МТ-75. Пеленгование круговых РМков осущ. до 300 миль.
Практическое выполнение:
1) Измерить ОКРП и ОРКУ двух или более РМков.
2) Для каждого ОРКУ выбрать радиодевиацию из тбл, после чего рассчитать ИРП радиомаяков.
3) Привести РМки к одному моменту проложить рассчитанные ИРП и в точке их пересечения получить место судна. Если расстояния окажутся большими, то их ИРП исправить Орт поправкой и от РМков провести Лок П. Если невязка невелика, место судна принимать в пересечении Лок