instrument_schturmana.jpg

Картушка магнитного компасаЗная положение истинного меридиана наблюдателя, т.е. направления на географические (истинные) полюса Земли (Nи и -Sи, мы можем определить направление на любой предмет, расположенный на земной поверхности.

Для этого надо лишь измерить угол, заключенный между нордовой частью линии истинного меридиана и линией на предмет.

Узнать величину этого угла можно с помощью компаса и пеленгатора. Но беда в том, что стрелка магнитного компаса под действием сил земного магнетизма располагается не в плоскости истинного меридиана, а в плоскости магнитного меридиана и указывает направления на магнитные полюса Земли (Nм и Sм).

Угол, заключенный между направлениями на норд истинный и норд магнитный, называется магнитным склонением и обозначается буквой d. Склонение может быть остовым и иметь знак плюс, если магнитный меридиан отклонился от истинного к востоку, и вестовым (знак минус), если отклонение к западу. Магнитное склонение - важный элемент в кораблевождении, поэтому оно указывается на морских навигационных картах.

С течением времени магнитные полюса меняют свое положение. Величина годового изменения склонения в различных точках земной поверхности колеблется от О до 0,3°. Это явление делает необходимым при расчете истинных направлений вводить поправки на указанное на карте склонение, т. е. приводить его к году плавания в данном районе моря.

Кроме действия сил земного магнетизма, на стрелку магнитного компаса влияют силы магнитного поля самого корабля, в результате чего она отклоняется от плоскости магнитного меридиана и располагается в плоскости своего компасного меридиана. Угол, заключенный между плоскостью магнитного меридиана и плоскостью компасного меридиана, называется девиацией. Она обозначается буквой греческого алфавита d(дельта).

Если стрелка магнитного компаса отклонится к востоку от магнитного меридиана - девиация называется остовой и имеет знак плюс, если отклонится к западу - называется вестовой и имеет знак минус. Девиация магнитного компаса, зависит от курса корабля.

Для того чтобы компас стал надежным указателем направлений в море, производят компенсацию девиации, после чего определяют ее остаточное значение на восьми курсах (N, NOst, Ost, SOst, S, SW, W и NW) и рассчитывают таблицу девиации.

Алгебраическая сумма значений склонения и девиации составляет общую поправку компаса, которая обозначается символом D к. Общая поправка также может быть остовой и иметь знак плюс или вестовой, и иметь знак минус. Общую поправку компаса, склонение и девиацию связывают следующие выражения:

D к =d + d ; d = D к - d ; d = D к - d.

При расчете общей поправки компаса склонение снимают с карты и приводят к году плавания, а девиацию выбирают из таблицы девиации на компасный курс.

В практике кораблевождения приходится иметь дело с курсом корабля и пеленгом.

Курсом корабля называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и диаметральной плоскостью корабля.

Пеленгом называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и линией, указывающей на предмет.

Курсы и пеленги отсчитываются от нордовой части меридиана по часовой стрелке от 0 до 360° и могут иметь наименование истинных (ИК, ИП), магнитных (МК, МП) и компасных (КК, КП)..

Направление, отличающееся от истинного (магнитного, компасного) пеленга на 180°, называется обратным истинным (магнитным, компасным) пеленгом и обозначается соответственно ОИП, ОМП, ОКП.

На морской карте всегда прокладываются истинные направления, а рулевому для удержания корабля на истинном курсе рассчитывается и задается компасный курс.
Поэтому очень важно знать величины и знаки склонения и девиации, уметь правильно переходить от компасных направлении к истинным и обратно. Переход от компасных направлений к истинным называется исправлением румбов, а переход от истинных направлении к компасным—переводом румбов. Для перевода и исправления румбов существуют следующие формулы:

ИК = КК + D к и КК = ИК - D к

Чтобы проложить на карте пеленги, снятые по компасу, их надо исправить обшей поправкой компаса, действующей на курсе, которым шел корабль в момент взятия пеленгов:

ИП = КП + D к ; КП = ИП - D к

Перевод и исправление румбов считается очень ответственной работой судоводителя, поэтому ее следует выполнять со всей тщательностью, небрежность и ошибка в расчете могут привести к навигационной аварии. Чтобы избежать возможных ошибок в знаках d и d при расчете по приведенным формулам, судоводителю для наглядности рекомендуется производить графическое построение.

Существует и другой способ указания направления - от линии курса корабля. Угол между диаметраль ной плоскостью корабля и линией, направленной на предмет, называется курсовым углом (У К). Он считывается до 180° вправо и влево от носа корабля, который в этом случае принимается за 0°. Указывая направлении на какой-либо предмет, называют борт и число градусов, например: “Справа 30 - белая пирамида” илки“Слева 25 - плавающий предмет” и т. п.

ИП = ИК + КУ п. б. (правого борта);

ИП = ИК — КУ л. б. (левого борта).

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта