morskaja_karta.jpg

Течение мирового океанаПри воздействии на судно ветра фактическое направление движения судна относительно воды происходит по путевому углу ПУα при дрейфе. При ветре в левый борт линия пути судна смещается вправо, в этом случае угол дрейфа α имеет знак плюс, при смещении судна влево (ветер в правый борт) - минус.

Связь между ИК, ПУα и α следующая: ПУα = ИК ± αл/бпр/б;

Соединив серию из трёх или четырёх обсерваций, полученных достаточно точными методами, на карте получают линию пути, откуда определяют величину угла α= ПУα - ИК

При наличии угла дрейфа рассчитывается и прокладывается на карте:

ПУα = ГКК + ΔГК + α

Пройденное по лагу расстояние Sл откладывается по линии пути, так как лаг при α < 10° дрейф учитывает. Если же α >10°, то по линии пути откладывается расстояние:

S = Sл sec α

При обратной задаче, когда требуется рассчитать ГКК, направление ПУ снимают с карты, после чего :

ГКК = ПУα - α - ΔГК

Для нахождения счислимой точки в момент траверза ориентира следует рассчитать ИП = ИК ± 90° и линию пеленга провести до пересечения с линией пути.

 

Прямая задача

Известны ИК, vл (vоб),направление ветра Км и угол дрейфа α. Неизвестен ПУα.

Решение:

Рассчитать ПУα = ИК ± αл/бпр/б , проложить линию ПУα от исходной точки счисления;

Вдоль линии ПУα отложить или Sоб.

 

Обратная задача

Известны ПУα , vл (vоб), Км , α. Неизвестен ИК.

Решение:

Проложить линию ПУα и вдоль неё отложить или Sоб;

Рассчитать ИК = ПУα ± αл/бпр/б , затем ККм.к. (ГКК) и задать последний рулевому.

Элементами течения является КT - направление течения (считают, что течение направлено из компаса) и - скорость течения. Данные о течении получают из пособий или с морских карт.

Графическое решение задачи по учёту течения, производится обычно на навигационной карте, состоит в построении навигационного треугольника или треугольника скоростей, сторонами которого являются вектор Vл скорости судна относительно воды, направленный по линии истинного курса, вектор скорости течения по его направлению Кт и вектор V истинной скорости судна, направленный по линии пути.

Угол β, заключённый между линиями истинного курса и пути, называется углом сноса; он считается положительным, если ПУβ > ИК, и отрицательным, если ПУβ < ИК.

Для ведения счисления необходимо знать угол β и истинную скорость V. Тогда ПУβ = ИК + β;

Плавание S= Vt может быть вычислено или снято с карты. Следует различать 2 варианта задач.

Прямая задача. Задан ИК, требуется найти β и V. Из начальной точки учёта течения по линии ИК отложить вектор скорости судна Vл. Из конца вектора проложить Кт и на нём отложить скорость течения . Соединив начальную точку с концом вектора течения , получим направление движения ПУβ и путевую скорость V.

Обратная задача. Намечаем точку F , в которую должно прийти судно; соединив её с начальной точкой О, получим линию ПУβ. Из точки О отложить вектор скорости течения Vт, из его конца радиусом, равным скорости судна по лагу , сделать засечку на линии пути. С помощью параллельной линейки перенести вектор V в точку О и получить значение ИК. Для получения счислимой точки необходимо рассчитать = рол × Кл и отложить плавание на линии истинного курса, а затем полученную точку перенести на линию пути ПУβ по направлению течения.

 

Счисление при плавании на течении

Счисление при плавании на течении

 

 

Учёт течения

Прямая задача графического счисления пути судна с учётом сноса течением

Прямая задача графического счисления пути судна с учётом сноса течением

 

Совместный учёт дрейфа и сноса течением

Если угол дрейфа α и элементы течения известны, тогда при заданном ИК из начальной точки О прокладывают линию ПУα = ИК + α, на ней откладывают вектор скорости судна по лагу (см.рис.). Из конца вектора Vл откладывают вектор течения . Соединив начальную точку О с концом вектора течения , получим линию пути ПУс ( ПУ β).

В случае когда задан ПУс, из начальной точки О откладывают вектор течения, из конца этого вектора радиусом, равным , делают засечку на линии ПУс, получая направление ПУα , которое переносят в начальную точку; далее ИК = ( ПУα - α).

Когда известен суммарный угол сноса с, на карте прокладывается линия пути: ПУс = ИК + с

 

Суммарный угол сноса

Суммарный угол сноса

 

 

Совместный учёт дрейфа и сноса течением

 Прямая задача графического счисления пути судна с учётом дрейфа и течения

Прямая задача графического счисления пути судна с учётом дрейфа и течения

Прямая задача графического счисления пути судна с учётом дрейфа и течения (Обратная задача).

СКДП - стр.143; СКПС - стр.85;

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта