Все величины, которые измеряются с целью определить обсервованное место судна (пеленги, расстояния, горизонтальные и вертикальные углы), называются навигационными параметрами.
По измеренным навигационным параметрам рассчитывают и прокладывают на карте изолинии или заменяющие их линии положения.
Навигационной изолинией называется линия равных значений навигационного параметра. В любой точке изолинии сохраняется постоянным значение данного измерения: пеленга, расстояния и т. д.
Поэтому, если в результате каких-либо измерений на карте была построена навигационная изолиния, то место судна должно находиться в одной из ее точек.
Однако для получения места необходимо нанести на карту, по крайней мере, еще одну изолинию, полученную одновременно с первой и имеющую с ней только одну общую точку. Точка пересечения таких изолиний и будет местом судна.
В зависимости от вида наблюдений изолинии на меркаторской карте изображаются различными геометрическими кривыми. При измерении с судна пеленга ориентира получается изолиния, называемая изопеленгой.
Изопеленга есть геометрическое место точек, из которых все пеленги на данный ориентир будут одинаковы. На меркаторской карте изопеленга имеет вид кривой, выгнутой в сторону экватора. Однако при визуальных наблюдениях, которые ведутся на небольших расстояниях, кривизна изопеленги настолько незначительна, что ее изображение можно заменить прямой линией, т. е. локсодромическим пеленгом.
При измерении с судна горизонтального угла между двумя ориентирами изолиния имеет вид окружности, проходящей через ориентиры и вписывающей измеренный угол. Если до ориентира было измерено расстояние, то изолиния также является окружностью, описанной из места ориентира, как из центра, радиусом, который равен измеренному расстоянию.
Особый вид имеют изолинии при определении места по секторным радиомаякам, с помощью систем дальней радионавигации и при астрономических наблюдениях.
На практике обычно не возникает необходимость в нанесении на карту изолиний на всем их протяжении. Например, при определении места судна по двум расстояниям, измеренным до двух ориентиров, вместо окружностей наносят в районе счислимого места небольшие отрезки их дуг (засечки). В некоторых случаях изолинии могут иметь сложный вид, что неудобно для построения их на меркаторской карте.
Тогда небольшие участки изолиний заменяют отрезками прямых, проведенных обычно касательно к изолинии вблизи счислимого места. Такие отрезки прямых называют линиями положения.
Замена изолиний линиями положения несколько снижает точность полученного места, однако при определенных ограничениях возникающие ошибки оказываются несущественными.
При визуальных способах определения места судна для наблюдений могут быть использованы нанесенные на карту, хорошо видимые и опознанные береговые и плавучие маяки, огни, неосвещаемые знаки, башни, церкви, а также различные естественные ориентиры: мысы, вершины гор, скалы и т. д. Не следует использовать для обсерваций буи, вехи и другие знаки плавучего ограждения, так как они могут быть снесены со своих штатных мест.
Порядок работы при любом определении места судна, как правило, можно разделить на три этапа: наблюдения (или измерения), вычисления и прокладка на карте.