kompas_i_karta.jpg


Ледокол Магадан проводит суда во льдахНа многих морях умеренных широт в холодную половину года образуется лед. Арктические и антарктические районы Мирового океана покрыты льдом круглый год, а в некоторые районы лед выносится ветром и течением.

Но, независимо от места образования, наличие льда в море является существенной помехой для судоходства и производства работ в море. Поэтому знание ледовой обстановки совершенно необходимо. Учитывая это, в последние годы службы погоды некоторых стран (Канады, Великобритании, США и Германии) стали передавать факсимильные ледовые карты.

Ледовые символы (условные обозначения), применяемые на факсимильных ледовых картах, еще не носят единого международного характера, что создает трудности при использовании карт, но текстовые пояснения, термины и условные обозначения, помещаемые на факсимильных ледовых картах, позволяют без труда разобраться в ледовой обстановке. На приведенном ниже рисунке представлен образец факсимильных ледовых карт, передаваемых Швецией.

Судоводитель, получив факсимильную ледовую карту Балтийского моря, может легко понять ее основное содержание, изучив помещенную на ней расшифровку услов ных обозначений.

Так, в проливах Моонзундского архипелага, у северного побережья Рижского залива и заливе Пярну на блюдается неподвижный лед (припай).

Центральная часть Рижского залива покрыта дрейфующими большими и малыми ледяными полями сплоченностью 7 - 8 баллов. На юге Рижско го залива наблюдаются первичные виды льда.

На подходах к Финскому заливу разреженный битый лед. У северного побережья залива припай, за кромкой которого наносы снежуры и ниласа. У южного побережья залива и в его средней части дрейфующие битые льды сплоченностью 1 - 6 баллов.

В восточной части залива сплоченный (7 - 8 баллов) лед. Вершина за лива покрыта неподвижным льдом. К северу от о. Голанд смерзшиеся поля торосистого льда.

Аналогичные условные обозначения употребляются на ледовых картах Канады и США. Особенности плавания судна во льдах.

 

Особенности плавания судна во льдах

Плавание во льдах осуществляется самостоятельно, под проводкой ледокола или авиации.

Штурманская подготовка к плаванию во льдах включает действия:

изучаются правила для плавания судов, проводимых через лёд; международные сигналы, применяемые для связи между ледоколом и проводимыми судами; ледовые и гидрометеорологические условия в районе предстоящего плавания; Рекомендации для плавания и ведения промысла в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях;

своевременно получается необходимая ледовая и гидрометеорологическая информация по району плавания;

на навигационную морскую путевую карту ( кальку ) наносится ледовая обстановка: кромка льдов, границы льдов различной сплочённости, полыньи и разводья;

прокладываются линии курсов для плавания с учетом существующих и прогностических ледовых условий. В дальнейшем при получении новой информации уточняется обстановка и курсы;

перед плаванием в полярных широтах определяется остаточная девиация у магнитных компасов и радиодевиация;

в штурманской или рулевой рубке вывешиваются таблицы сигналов для связи между ледоколом и проводимыми судами и условные эволюции самолёта (вертолёта) ледовой разведки при проводке судов;

 

Самостоятельное плавание судна во льдах

В районе возможной встречи со льдом на судне принимаются меры своевременного обнаружения льда, а при ограниченной видимости уменьшается скорость судна.

Независимо от удлинения пути судна нужно по возможности избегать встречи со льдом и обходить его скопления; входить в лёд только тогда, когда очевидно, что нет иного пути и лёд проходим для судна, а погодные условия благоприятны для плавания во льду.

Входить в лёд не разрешается: когда сплочение и толщина льда опасны для судна или нет ясного представления о состоянии льда и ожидаемой гидрометеорологической обстановке; при торошении льда; при дрейфе льда в сторону близко расположенных опасностей; с застопоренными двигателями по инерции;

Если безопасный вход в лёд невозможен, капитан отводит судно от кромки льда и ожидает улучшения обстановки.

Перед входом в лёд вахтенного механика предупреждают о готовности к реверсированию главных двигателей, и если позволяют глубины и состояние судна, создаётся дифферент на корму, но так, чтобы судно не потеряло мореходных качеств. Убираются забортное и донное устройство лага.

Плавание судна во льдах осуществляется по разводьям, полыньям и среди наиболее разреженного льда с безопасной для данных условий скорости, в общем, направлении, близком к выбранному генеральному пути.

Плавание во льдах требует использование специальных приёмов по уточнению курса и скорости.

Рекомендуется прокладывать на карте генеральный курс и пройденное расстояние за каждый час.

Для этого необходимо каждые 5 - 6 мин. замечать курсы, затем усредняя их за час. Удобно для этой цели применять маневренный планшет. Определение скорости судна производится методом “планширного лага“: замечают время прохождения льдиной траверза двух заранее намеченных точек на судне и вычисляют скорость в узлах:

V = 1.94 (l / t),

где l - длина базы,

м; t - промежуток времени, сек.

 

Ледовая карта Швеции

Ледовая карта Швеции

При плавании во льдах следует помнить, что часто бывает трудно выделить эхо-сигнал от береговых объектов на фоне эхо-сигналов от льдин, поэтому следует проявлять повышенную бдительность и систему двойного или даже тройного контроля.

 

Льды в океанах и морях

Замерзание морской воды

Пресная вода, как известно, замерзает при температуре 0° С. Температура замерзания морской воды зависит от ее солености. При повышении солености морская вода замерзает при более низких температурах, что видно из табл.1.

 

Таблица 1

Соленость в промиллях 0 5 10 15 20 24,695 30 35 40
Температура
замерзания
-0°,3 -0°,5 -0°,8 -1°,1 -1°,332 -1°,6 -1°,9 -2°,2
Температура наибольшей плотности 3°,98 2°.9 1°,9 0°,8 -0°,3
-1°,332
-2°,5 -3°,5 -4°,5

 

Из таблицы также видно, что температура наибольшей плотности морской воды тем ниже, чем больше ее соленость. При большой солености температура наибольшей плотности ниже, чем температура замерзания.

Это обстоятельство также замедляет замерзание воды. Действительно, морская вода, обладающая соленостью большей 24,695 °/оо при охлаждении делается все более тяжелой и, опускаясь вниз, вызывает конвекцию.

Волнение, перемешивая воду, также препятствует замерзанию. С другой стороны, существует также ряд факторов, способствующих замерзанию морской воды:

а) охлаждение поверхностного слоя воды под влиянием выпадающих осадков в виде снега;

б) опресняющее влияние осадков и воды из рек на поверхностные слои воды;

в) наличие старых льдов (в полярных областях), ускоряющих процесс льдообразования опреснением окружающей воды, понижением температуры в прилежащих к ним слоях воды и ослаблением волнения, препятствующего льдообразованию.

 

Классификация льдов

Льды разделяются на два типа: плавучие и неподвижные. Неподвижный лед представляет собой смерзшийся ледяной покров, скрепленный с берегом или прочно сидящий на мели. Плавучий лед не связан ни с берегом, ни с грунтом.

 

Морской лед

I. Начальные формы плавучего льда:

Ледяные иглы - мелкие, мало заметные кристаллы льда.

Ледяное сало - скопление ледяных игл, плавающих на поверхности моря в виде маслянистых пятен или в виде тонкого налета сероватого цвета.

Нилас - тонкая ледяная корка, образующаяся на спокойной поверхности воды, толщиной до 10 см; ветром разламывается на куски.

Шуга - бесформенные куски белесоватого цвета, образующиеся чаще всего из сала, сбитого волнением.

Блинчатый лед - форма льда, образующаяся из сала при сравнительно небольшом волнении; размер отдельных «блинов». может доходить до 2 м в диаметре при толщине 5 - 6 см.

Снежура - вязкая, кашеобразная масса, образующаяся при обильном снегопаде на охлажденную воду.

Молодой лед (молодик) - светло серый, шероховатый, толщиной от 10 до 20 см.

 

II. Начальные формы неподвижного льда:

Ледяные забереги - тонкий неподвижный лед, распространяющийся от берега на расстояние нескольких десятков метров.

 

III. Вторичные формы плавучего морского льда (образующиеся при дальнейшем развитии ледяного покрова и его деформации):

Ледяные поля - протяжением не менее 2 - 3 миль.

Обломки ледяных полей - протяжением от 200 м до 2 - 3 миль.

Крупнобитый лед - льдины протяжением от 20 до 200 м.

Мелкобитый лед - льдины протяжением меньше 20 м. Ледяная каша - смесь измельченного льда с шугой и снежу рой.

Несяк - отдельное высокое глубокосидящее торосистое образование льда, имеющее сравнительно малое горизонтальное протяжение и находящееся наплаву.

 

IV. Вторичные формы неподвижного льда:

Припай - форма льда, образующаяся путем развития заберегов, может иметь ширину до нескольких десятков километров.

Стамуха - торосистое ледяное образование, сидящее на мели.

Подошва припая - часть припая, непосредственно связанная с берегом и не испытывающая вертикальных колебаний при колебаниях уровня моря.

 

Некоторые ледовые термины

Водяное небо - темный отсвет на горизонте (на низких облаках) над пространствами чистой воды в пасмурную погоду.

Ледяное небо - белесоватый оттенок низких облаков на горизонте над скоплением льда.

Кромка льда - граница между чистой водой и льдом.

Разводье, полынья, канал - пространства чистой воды среди льда различного вида.

Трещина - узкая полоса воды в сплошном льду, образовавшаяся под влиянием ветров, течения и т. п.

Снежница - пресная вода на льду от таяния снега.

Проталина, промоина - отверстие во льду.

Водяной заберег - полоса воды на льду под берегом.

Сквозной водяной заберег - полоса воды между берегом и льдом, образовавшаяся в результате таяния.

Айсберг - ледяная гора - крупные обломки ледников, свободно плавающие.

Тараны - заостренные подводные продолжения краев льдин.

Подсовы - возникают при напоре льдин, они не столько громоздятся, сколько подсовываются одна под другую.

Многолетний лед - просуществовавший не менее двух зим. Толщина на гладких местах превышает 2 м.

Тяжелый лед - мощный, торосистый, сплоченный, труднопроходимый даже ледоколами.

 

Определение грузоподъемности льда

Грузоподъемность льда определяется по особой величине, которая называется расчетной толщиной льда.

Для того чтобы вычислить расчетную толщину льда, по величине которой определяются предельные грузы, пропускаемые по льду, пользуются формулой:

H=B2+0.5(B1+B3),

где Н - расчетная толщина льда в см;

B1 - толщина верхнего мутного слоя льда из смерзшегося снега в см;

В2 - толщина прозрачного среднего слоя чистого льда в см;

В3 - толщина нижнего мутного слоя льда, пропитанного водой, в см.

Если лед подвергался таянию, то полученная величина умножается на 0,7. При температуре воздуха 0° полученная величина умножается на 0,8.

 

Глубина погружения льдов

Различные виды льда имеют следующую глубину погружения: ровные поля старого льда до 6/7 обломки полей до 5/6, торосистые поля до 4/5 общей толщины льда.

По данным Международного ледового патруля для айсбергов, в зависимости от их формы, отношение осадки погруженной части к высоте выступающей части выражается следующими цифрами:

1. Столообразные айсберги - 5: 1.

2. Округлые - 4: 1.

3. Пирамидальные - 3:1.

4. Колоннообразные айсберги - 2:1.

5. Крылообразные - 1:1.

 

Разделение льда по цвету

Глетчерный лед и айсберги имеют голубоватый цвет.

Многолетние торосистые льды, значительно опресненные, также имеют голубоватый оттенок.

Льды одногодовалых торошенных полей и их обломки; одногодовалые гладкие поля и их обломки; тонкие поля и их обломки, существующие менее года; все эти виды чисто морских льдов имеют оттенки зеленого цвета различной яркости.

Ниласовые льды - серого цвета.

Речные льды - коричневатого цв.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Пользовательский поиск

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта