Одним из старых способов явл. навигационный: зная точные места судна на опр. моменты времени, точно снять с карты пройденное расстояние за этот промежуток V = 60S : t.
Можно по оборотам: S = Vоб t : 60.
Для быстрого определения пройденного расстояния используется приложение 2 МТ-75.
Аргументы: время через минуту от 1 до 10 и скорость в узлах от 1 до 60 через 1 узел.
Лаги: вертушечные, гидродинамические, индукционные, инерционные системы (абсолютные лаге), доплеровские измерители скорости.
Поправка лага:
Пл = S (ОЛ2 – ОЛ1) : ОЛ2 – ОЛ1 х 100 где S относительно дна, или
Пл = (V – V’л) : V’л где V – истинная скорость относительно дна.
Кл = 1 + Пл : 100 = S : рол (всегда положителен) Фактически пройденное судном расстояние:
S л = рол Кл = рол (1 + Пл : 100). Скорость: V л х Кл = V’л (1 + Пл : 100)
S л и V л также и по таблице МТ-75 приложение 4
Навигационные методы определения поправки лага и скорости судна
Скорость судна и поправка лага одновременно определяются на мерной линии. Оборудование мерной линии состоит из ведущих створов и секущих, перпендикулярных линии пути.
Расстояния между секущими створами точно известны. и снимаются с карты или выбирается из лоций, время замечается по секундомеру.
Тогда при отсутствии течения: V = S : t Для исключения влияния течения нужно сделать второй пробег на противоположном курсе, тогда будем иметь: S = Vot2 – vтcos qт t2 где t2 – время второго пробега.
Когда в районе наблюдений элементы течения, т.е. его скорость и направление, непрерывно меняются и закон их изменения неизвестен, полностью исключить действие течения невозможно.
С выходом на линию команда «Приготовиться к работе на первом пробеге», и первому створу «Товсь», при пересечении «Ноль» и запустить секундомер.
При подходе ко второму створу «Товсь», при пересечении «Ноль» и стоп секундомер. После пересечения второго створа судно отворачивает на 10 - 15 градусов в сторону моря и этим курсом проходит 2 – 3 мили, чтобы после циркуляции выйти на линию, Затем все повторяется.
Отработка:
1) Vi = (3600 S): t
2) V = (V1 + 2V2 + V+3) : 4
3) Ni = 60 x (n2 – n1) : t частота вращения гребных винтов в минуту.
4) средняя частота вращения гребных винтов в минуту для заданного режима работы: N = (Ni + 2N2 + N3): 4
5) Поправка лага на каждом пробеге:
"л = [(S – рол) : рол}]x 100
6) Средняя величина "л и Кл :
"л = ("л1 + 2"л2 + "л3) : 4
Кл = 1 + ("л : 100)