Судно на ходу может касаться донных наносов или илистого грунта, не получая повреждений. В ряде портов такое касание является неизбежным условием при приеме полного груза. Судно, углубившееся на несколько сантиметров в ил, может продолжать движение вперед, но оно не будет устойчиво на курсе, а может и вообще перестать слушаться руля.
В этом случае судну придают дифферент, соответствующий особым условиям плавания. Это правильно, так как глубоко сидящее судно с очень малой глубиной под килем ведет себя совершенно непредсказуемо.
Предположим, что при встречном или поперечном течении или при смене течений судно имеет дифферент на нос 15 см, причем его форштевень углубился в донный ил на 90 см, а под кормой имеется клиренс в 90 см. В этом случае ил во время выполнения поворотов так же хорошо регулирует движения носа судна, как петли регулируют поворот дверей.
Но в случае попутного течения и при той же средней осадке нос судна должен уйти в ил на 15 см, а корма на 8 см. Конечно, это скажется на чувствительности руля. Если на пути следования имеются крутые повороты или возникает необходимость принять течение в борт судна, то лучше всего прибегнуть к помощи буксира. В узком канале весьма сложно остановить судно, если оно теряет управляемость. Однако если судно касается илистого грунта, его не только легко удерживать на курсе, но удается быстро погасить инерцию переднего хода при остановке машины.
Выполнение крутых поворотов судна в узкости
Предположим, что канал, соединяющий порт с открытым морем, достаточно глубок, и судно с полным грузом будет все время оставаться на плаву. Но, имея дифферент, считающийся нормальным (несколько сантиметров на корму), судно не будет обладать достаточной силой руля, для совершения крутых поворотов с необходимой быстротой. Чтобы заставить судно выполнять поворот быстро, ему придают дифферент на нос в 15 см или более. При таком дифференте управляемость несомненно ухудшится, но судно не выйдет из-под контроля.