kontejnerovoz_seatrade_white.jpg

Контейнеровоз SEABOARD PATRIOTРассмотрим наиболее трудный и опасный маневр - постановку судна на якорь в условиях сильного попутного течения в канале, слишком узком для разворота. Канал имеет отвесные берега, поэтому судно может стоять около них, как у причала.

Предположим, что судно с винтом правого щага находится на прямом отрезке канала. Прежде всего следует погасить почти полностью (но не до конца) инерцию переднего хода и подвести судно так близко к правому берегу, чтобы у него не возникло желания отклоняться от берега. (Чем меньше ход судна, тем ближе к берегу оно может быть подведено.) После того, как сухогруз пойдет прямо и параллельно берегу, нужно отдать левый якорь. Несмотря на намерение поставить судно на якорь, якорь должен не держать, а ползти.

Итак, в момент отдачи якоря сухогруз должен почти не иметь хода относительно воды. Если судно не имеет незначительной инерции переднего хода, его трудно, но необходимо удерживать кормой к течению (в данном примере параллельно берегу), когда якорь вошел в грунт. Затем постепенно начинают травить якорь-цепь, пока в воде не будет примерно 30 м (это наименьшая длина, требуемая для желаемого эффекта). К моменту завершения маневра оно должно продолжать находиться близко к правому берегу. Скорее всего параход будет продвигаться вперед относительно грунта, но иметь небольшой ход назад относительно воды. В это время лапы якоря, уже наберут достаточное количество ила, и якорь не будет держать слишком сильно.

Если позволяет время, наиболее безопасным способом является отдача якоря под действием его тяжести. Когда якорь окажется на грунте, следует вытравливать якорь-цепь. Ленточный стопор должен быть зажат, если якорь не травится.

Удержание судна кормой к течению с отданным якорем в какой-то мере напоминает балансирование шестом на ладони, когда движение ладони необходимо, чтобы компенсировать действие составляющей силы тяжести. Подобным образом якорь действует на судно: он удерживает его нос, как при балансировании ладонь удерживает нижний конец шеста. Но якорь нельзя перенести назад, чтобы погасить действие течения , которое подобно силе тяжести в случае шеста на ладони и которое компенсируется работой винта и руля.

После того как в воде окажется якорь-цепь достаточной длины, дают кратковременный ход вперед, положив руль „лево на борт"; останавливают судно, как только оно начнет слушаться руля. Теперь течение направлено в левую скулу судна и прижимает корму к берегу. Параход развернется почти параллельно к берегу, прекратит движение вперед относительно грунта; натяжение якорь-цепи ослабнет; судно подойдет к берегу и коснется его правой раковиной, которая будет иметь тенденцию удерживаться у берега, в результате чего якорь будет держать параход, несмотря на наличие ила на его лапах и незначительную длину вытравленной якорь-цепи.

Поясним маневр постановки судна к правому берегу и использование в этом случае левого якоря. Следует представлять себе, каким образом после кратковременной работы машины вперед при положении руля „лево на борт" и течении, направленном в левую раковину, разворачивающая сила, созданная замедлением движения носа судна, отведет его корму к берегу. Дальнейшее стремление судна двигаться назад и влево сделает возможным мягкое касание берега. После этого параход будет удерживаться у берега, если оно стоит почти параллельно берегу (с учетом безопасности руля и винта это наиболее благоприятное положение), а якорь-цепь левого якоря смотрит в корму по левому борту.

Конечно, для постановки судна на якорь таким способом можно обойтись без многих из указанных выше маневров, но тогда резко возрастает опасность нанесения повреждений наиболее важной и открытой части корпуса - его корме и, следовательно, рулю и винту.

Танкер BW KESTREL стоит на якоре

Танкер BW KESTREL

Применение якорей при выполнении поворотов

Рассмотрим применение якорей при выполнении поворотов настолько крутых, что их нельзя произвести только путем перекладки руля в положение „на борт". Возьмем в качестве примера конкретный водный, и покажем способ выполнения поворота глубоко сидящим судном, который был единственно возможным до расширения и углубления канала.

Посмотрев на перевернутую заглавную L можно мысленно представить себе рассматриваемый участок водного пути. Вдоль короткого плеча расположены причалы. Следует подчеркнуть, что параход осуществляет левый поворот с углом поворота 90°, который наиболее труден для одновинтового судна с винтом правого вращения.

До подхода к повороту отдан якорь, и якорь-цепь понемногу травится до тех пор, пока судно почти не погасит инерцию переднего хода при работе машины малым ходом вперед. Вытравлено от одной до двух смычек якорь-цепи. Якорь следует отдавать с таким расчетом, чтобы удалось вытравить необходимую длину якорь-цепи и почти остановить параход к тому моменту, когда оно подойдет к точке, из которой начнется маневр поворота. Если во время меневрирования станет ясно, что судно очень плохо слушается руля, то в момент подхода к точке поворота следует остановить машину и одновременно вытравить 4-6 м якорь-цепи. Натянувшаяся якорь-цепь задержит и остановит судно. После этого дают малый ход вперед и кладут руль „лево на борт". Якорь-цепь теперь играет роль шпринга в случае поворота судна за угол причала.

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта