Двухвинтовые суда имеют лучшие маневренные качества, чем одновинтовые. Достаточно отметить, что их можно развернуть на месте, работая машинами в разные стороны «враздрай».
Такая возможность очень важна для пассажирских лайнеров, заходящих в стесненные порты, ледоколов, буксиров, плавкранов и т. д.
Лучшая маневренность достигается тем, что каждый из винтов отнесен на некоторое расстояние от диаметральной плоскости, благодаря чему появляется разворачивающий момент, обеспечивающий поворот судна, даже без руля, в ту или иную сторону.
Двухвинтовые суда обладают тем большей поворотливостью, чем меньше их длина и чем шире разнесены их винты.
При работе обоих винтов на передний или задний ходы судно хорошо слушается руля. В отличие от одновинтового судна, двухвинтовое при работающих обоих винтах разного шага на задний или передний ход при положении руля «прямо» будет двигаться по прямому направлению, не уклоняясь в стороны.
На двухвинтовом судне, как правило, устанавливают винты разного шага: на правом борту - винт правого шага (правого вращения), а на левом - левого.
Работа гребных винтов двухвинтового судна
К недостаткам двухвинтовых судов следует отнести пониженную эффективность расположенного в диаметральной плоскости руля. Поэтому на малых скоростях, когда основная часть силы, возникающей на руле при его перекладке, создается за счет струи воды, набрасываемой винтом на руль, главным способом управления является маневр машинами.
Рис. 1.23. Поведение двухвинтового судна при различных режимах работы винтов
Анализ маневрирования двухвинтовыми судами позволяет сделать следующие выводы (рис. 1.23):
диаметр циркуляции у двухвинтовых судов с винтами разного шага одинаков на оба борта, а наименьший - при работе винтов «враздрай»;
двухвинтовое судно с помощью машин можно развернуть на месте, что очень важно в стесненной акватории. Это положение справедливо для судов, имеющих достаточно мощные двигатели и значительный разнос винтов от диаметральной плоскости судна;
тормозной путь и время торможения двухвинтового судна будут меньше, а при работе машин на задний ход (при винтах разного шага) судно не уклоняется с курса, что очень важно при следовании в узкостях и каналах;
малая осадка, малый разнос винтов, слабые двигатели и большие их обороты снижают маневренные качества двухвинтовых судов.
Трехвинтовые суда объединяют в себе маневренные свойства одно - и двухвинтовых судов. Благодаря наличию трех винтов судно может в широких пределах менять циркуляцию и даже разворачиваться на месте.
Быстрый разворот получается, если средняя машина будет работать вперед, а бортовые машины - "враздрай" при руле, положенном на соответствующий повороту борт.