В различных ситуациях возникает необходимость в изменении скорости судна (постановка на якорь, швартовка, расхождение и т. п.). Это происходит за счет изменения режима работы главного двигателя или движителей.
После чего судно начинает совершать неравномерное движение.
Путь и время, необходимые для совершения маневра, связанного с неравномерным движением, называют инерционными характеристиками судна.
Инерционные характеристики определяются временем, дистанцией, проходимой судном за это время, и скоростью хода через фиксированные промежутки времени и включают в себя следующие маневры:
движение судна по инерции - свободное торможение;
разгон судна до заданной скорости;
активное торможение;
подтормаживание.
Свободное торможение характеризует процесс снижения скорости судна под влиянием сопротивления воды от момента остановки двигателя до полной остановки судна относительно воды. Обычно время свободного торможения считается до потери управляемости судна (рис. 1.26).
Разгон судна - это процесс постепенного увеличения скорости движения от нулевого значения до скорости, соответствующей заданному положению телеграфа (рис. 1.27).
Активное торможение – это торможение при помощи реверсирования двигателя. Первоначально телеграф устанавливают в положение «Стоп», и только после того, как обороты двигателя упадут на 40–50 %, ручку телеграфа переводят в положение «Полный задний ход». Окончание маневра - остановка судна относительно воды (рис.1.28).
Рис. 1.26. Инерционные характеристики судна при свободном торможении
Рис. 1.27. Инерционные характеристики судна при разгоне
Рис.1.28. Инерционные характеристики судна при активном торможении
Процесс активного торможения судна с винтом фиксированного шага условно можно разделить на 3 периода:
первый период (t1) - от момента начала маневра до момента остановки двигателя (t1 ≈ 7–8 сек);
второй период (t2) - от момента остановки двигателя до пуска его на задний ход;
третий период (t3) - от момента пуска двигателя на задний ход до остановки судна или до приобретения установившейся скорости заднего хода. Движение судна в первые два периода можно рассматривать как свободное торможение.