Причины и виды повреждений корпуса
Причинами повреждений корпуса судна могут быть:
посадки на мель;
столкновение судов друг с другом;
навалы судов на другие суда и береговые сооружения;
ледовые повреждения (удар о льдину, ледовое сжатие);
ослабление прочности корпуса вследствие местных перегрузок, например во время урагана;
гидродинамические удары носовой части судна, находящегося в балластном состоянии, о воду при интенсивной килевой качке на встречном волнении (слеминг).
Повреждения корпуса классифицируют по ряду признаков: расположению, характеру, размерам.
По расположению относительна ватерлинии различают:
подводные повреждения;
надводные;
частично подводные и частично надводные.
Наиболее опасны подводные пробоины, так как через них вода поступает в корпус наиболее интенсивно. Опасны и надводные пробоины, находящиеся вблизи ватерлинии. Их следует немедленно заделывать.
Пробоины могут иметь разнообразную форму и разные размеры. Края пробоин, как правило, рваные и загнутые; они могут быть загнуты как внутрь корпуса, так и наружу.
Ниже приведена классификация пробоин:
Пробоина Площадь, м2
Малая...........................До 0,05
Средняя........................0,2
Большая........................2
Очень большая..............Более 2
Кроме пробоин, повреждения могут представлять собой разошедшиеся швы, трещины, вмятины, гофры и др. Наиболее тяжелым видом повреждения является разламывание корпуса на штормовой волне. При этом обе половины разломившегося судна могут длительное время оставаться на плаву.
Обнаружение места течи
Отсек, в котором образовалась течь, обнаруживается сравнительно легко, если причина, вызвавшая появление течи, слишком заметна, чтобы оставить ее без внимания (удар, взрыв).
В случаях нарушения сварных соединений водотечность корпуса может быть своевременно обнаружена путем систематического замера уровня воды в льялах и междудонных танках. Установлена следующая частота замеров: на ходу - каждую вахту; при стоянке на якоре и швартовах - не реже двух раз в сутки; при приеме воды и топлива, при плавании во льдах, в штормовых условиях и других особых случаях - не реже одного раза в час; при ударах судна о лед, грунт, причал, столкновениях с другим судном или плавающим предметом - немедленно. При ледовых сжатиях замер рекомендуется производить через каждые 15 мин.
На судне без груза точное место течи обычно найти нетрудно. Когда же трюмы полностью заняты грузом, доступ в них становится практически невозможным. Поэтому приходится прибегать, если возможно, к помощи водолазов или аквалангистов.
Уточнить, какой отсек поврежден, в дальнейшем можно по ряду признаков:
по фильтрации воды в смежные отсеки через неплотности в переборках и палубах и в местах прохода через них трубопроводов и кабелей;
по шуму воздуха, выходящего через воздушные и мерительные трубки при значительном поступлении воды в отсек;
по отпотеванию переборок и палуб в смежных помещениях.
Наличие воды в смежном помещении может быть определено и по глухому звуку, издаваемому переборкой или палубой при ударе по ним металлическим предметом. Проверить, затоплено ли смежное помещение, можно также пуском осушительной системы.