Каждый, заметивший человека за бортом, должен сбросить ему спасательный круг, громко крикнуть "Человек за бортом и, продолжая наблюдение, указывать на него рукой.
Вахтенный штурман, получив сообщение "Человек за бортом", должен:
сбросить спасательный круг со светодымящимся буйком;
объявить тревогу и номер шлюпки, которую надо готовить к спуску;
включить радиолокационную систему;
выставить наблюдателя с биноклем, поднять флаг "О" (Оскар) и доложить капитану.
Капитан судна руководит всеми спасательными операциями и обязан принять все меры к спасению человека, обнаруженного в море; он может покинуть район поисков, только полностью убедившись в том, что поиски безрезультатны.
Старший помощник капитана руководит спуском спасательной шлюпки и возглавляет группу спасения, которая состоит из 6-8 членов экипажа
В темное время суток подход шлюпки к терпящему бедствие корректируется трехцветным фонарем: белые проблески — шлюпка идет верным курсом; зеленые - держать правее; красные - держать левее.
Спасательная шлюпка следует к терпящему бедствие без кормового флага; после того, как человек подобран из воды, на шлюпке поднимают кормовой флаг, затем флаг "О" на судне спускается.
Возможны три варианта маневрирования судна при операциях по спасанию:
остановка с подачей команды "Полный назад" и определением момента погашения инерции - применяется при плавании в условиях, исключающих маневрирование с изменением курса судна (плавание во льдах, в системе разделения движения, на фарватерах); при выборе этого варианта следует помнить, что тормозной путь быстроходных судов достигает 1 мили, а крупнотоннажных судов - 3 миль;
циркуляция с остановкой у терпящего бедствие - применяется, если человек в воде хорошо виден, и заключается в повороте судна на 240° в сторону упавшего; недостатком способа является сложность остановки судна у места нахождения человека;
для этого надо удачно выбрать момент начала торможения, так как при торможении ухудшается управляемость судна; этот способ приемлем для небольших судов;
Причины падения человека за борт: собственная неосторожность, нарушение правил безопасности при выполнении судовых работ, аварийное происшествие, нервно-психическое расстройство, непредсказуемые поступки (что особенно свойственно пассажирам).
При организации спасания надо постоянно помнить о факторе времени, так как терпящему бедствие человеку грозят переохлаждение, а во многих районах - и опасные морские животные.