В Уставе службы на судах морского флота четко определены меры в отношении спасания человека, упавшего за борт:
«Капитан обязан принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт, и может покинуть район поисков только после того, как убедится, что поиски безрезультатны».
При обнаружении упавшего за борт человека необходимо:
застопорить машину;
положить руль на тот борт, с которого упал человек;
бросить спасательный круг с дымосветящим буйком;
дать ободряющий окрик;
объявить тревогу «Человек за бортом!» троекратной подачей звонком громкого боя группы из трех продолжительных сигналов (три раза буква «О»);
дать указание по судовой трансляции, какую шлюпку спускать на воду;
подготовить и спустить на воду спасательную шлюпку и направить ее к упавшему.
Наблюдатель с биноклем и флажком обязан занять возвышенное место на судне, чтобы следить за упавшим человеком и показывать в его направлении флажком. Днем поднимается флаг «Оска».
Спасательная шлюпка следует к упавшему за борт человеку по направлению, указываемому наблюдателем, а ночью по лучу прожектора. После подъема человека из воды на шлюпке ставится флаг, и она возвращается к судну.
Когда условия погоды не позволяют спустить шлюпку, судно подходит к упавшему человеку и ему сбрасывают надувной спасательный плот. С помощью линеметательного устройства упавшему за борт человеку можно подать линь, снабженный специальным поплавком.
Маневрирование судном при подходе к месту падения человека зависит от конкретных условий плавания. В большинстве случаев приходится описывать циркуляцию с расчетом остановить судно с наветренной стороны против находящегося в воде человека; стопорятся машины и гасится инерция с таким расчетом, чтобы судно дрейфовало к человеку бортом, одновременно защищая его своим корпусом от волнения. За борт выбрасываются спасательные средства.
Очень часто судну приходится осуществлять поиск, спустя некоторое время после падения человека за борт. Наилучшим маневром для осуществления поиска будет способ полуповорота с последующим выходом на контркурс, который заключается в следующем:
поворот начинается перекладкой руля «право на борт»;
при отклонении судна на угол р руль перекладывают «лево на борт»;
перед подходом к концу циркуляции одерживают руль с расчетом выйти на курс, обратный первоначальному (обратный курс должен совпадать с кильватерной струей);
после выхода на контркурс маневрируют машиной так, чтобы возможно было осуществлять эффективный поиск.
Маневрирование рекомендованными способами не только позволяет сократить время, затрачиваемое на спасание, но и обеспечивает большую вероятность обнаружения человека, поскольку в результате маневра судно практически выходит на то место, где произошло падение человека за борт.
В ходовой рубке судна желательно иметь на видном месте эскиз маневров и проверенные для своего судна значения углов первоначального отворота р.
Если необходимо спустить шлюпку на воду при сильном ветре и волнении, то для предохранения шлюпки от сильных ударов о борт ее удерживают от размахов качки специально заведенными подкильными концами .
В подкильный конец заранее вплескивают другой такой же трос, но в два раза короче. Получается трос с тремя концами. К борту судна, где расположена шлюпка, выводят два конца (усы), а к противоположному - один (основной). Усы выравнивают, накладывают на борт шлюпки и проводят на палубу.
Огоны усов глаголь-гаками или тросовыми талрепами крепят к палубным устройствам или к надстройкам судна. Крепление должно обеспечивать возможность быстрой отдачи усов.
Для удержания шлюпки у борта усы прихватывают стропами из растительных тросов, которые крепят на шлюпке. С противоположного борта судна подкильный конец подбирают в тугую талями, чтобы вываленная за борт шлюпка при крене судна не отжималась от борта.
При спуске шлюпки попеременно потравливают шлюп-тали, когда судно кренится в сторону спуска шлюпки, и подбирают в тугую подкильный трос, когда судно крепится на противоположный борт. Как только шлюпка коснется днищем гребня волны, быстро отдают крепление усов, травят шлюп-тали до полного спуска шлюпки на воду и рубят стропы усов. После этого шлюпка отходит от борта судна.
Подъем шлюпок на судно целесообразно производить с подветренного борта. На судне подготавливают шлюпочное устройство, растительные тросы для подачи их на шлюпки, и бросательные концы, с помощью которых на судно могут быть поданы шлюпочные фалини,
Более надежный прием шлюпок осуществляется с помощью заведенного с наружной стороны борта судна бурундука, представляющего собой растительный трос окружностью 75 мм.
При подходе шлюпок к судну они закрепляются фалинями к бурундуку, приспущенному до уровня высоты шлюпок. Когда шлюпка будет закреплена поданными с судна концами, травят шлюп-тали, которые закладывают за подъемные гаки шлюпки. G судна выбирают лопари с помощью шлюпочной лебедки и поднимают шлюпку до уровня палубы.