В настоящее время многие государства, имеющие морские границы, держат в постоянной готовности всепогодные поисково-спасательные вертолеты для оказания помощи по запросу с судов.
Так, в западноевропейских водах районы их действия достигают 310 морских миль от базовых аэродромов. Это позволяет им взаимодействовать с судами в любой точке Северного моря и в большей части Северной Атлантики.
Кроме того, расширяются зоны оперативной деятельности поисково-спасательных вертолетов за счет дозаправки их в воздухе, использования в качестве площадок для взлета и посадки специальных вспомогательных судов и т.п.
ВВС США, по информации зарубежных источников, уже довольно широко используют дозаправку вертолетов в воздухе.
Вопросы взаимодействия судов и летательных аппаратов все больше находят свое отражение в различных международных и национальных документах, регламентирующих мореплавание, особенно при поиске и спасании.
Однако в нашей стране данной проблеме (в методологическом и учебном плане) внимания уделяется очень мало. Недостаток литературы подобного рода приводит на практике к определенным затруднениям, особенно при действиях в аварийных или иных чрезвычайных обстоятельствах, осуществляемых впервые.
Предлагаемые ниже рекомендации по взаимодействию судна с вертолетом при оказании помощи и приеме лоцмана составлены на базе проработок специалистов Нидерландов, Дании, Великобритании, Береговой охраны США и личного опыта автора.
Капитану необходимо помнить, что все действия, начиная от вызова вертолета и до окончания операции, должны быть четко продуманы, регламентированы (расписаны) и отработаны с экипажем.
Эвакуация пострадавшего, а также прием лоцмана с вертолета являются очень сложными операциями как для экипажа судна, так и для экипажа вертолета.
Вызов вертолета. Уточните порядок обращения за медицинской помощью. Сообщите оператору, через которого намерены произвести вызов, как можно точнее следующую информацию: название, тип судна, его тактико-технические данные, позывные, местонахождение, время по Гринвичу, курс и скорость, направление и силу ветра, состояние моря (высоту и направление волнения/зыби), особенности окраски трубы, корпуса и надстройки судна, канал УКВ или вид предполагаемой связи.
Подготовьте полную медицинскую информацию о больном (пострадавшем), включая сведения о возможности его подъема на носилках. При этом помните, что судовые носилки для этих целей не пригодны.
Сообщите оператору, если вы находитесь вне зоны действия вертолета, курс и скорость, которыми вы будете следовать в согласованную точку. Это даст возможность экипажу вертолета составить план действий по встрече с вами.
Информируйте постоянно о любых переменах в обстановке и обстоятельствах, например об изменении направления и силы ветра, о состоянии больного (пострадавшего) и т.п.