В настоящее время вертолеты являются наиболее эффективным спасательным средством.
По данным журнала "Safety at Sea" во всем мире уже более 2 млн человек, терпящих бедствие на море, спасено вертолетами.
Спасательные вертолеты оборудованы подъемными устройствами для подбора людей из воды, снятия с аварийного судна или спасательного средства.Заметив приближающийся вертолет следует зажечь дымовую шашку.
Распространение дыма укажет пилоту направление ветра, в дальнейшем горящая дымовая шашка будет служить ориентиром для определения высоты зависания вертолета при снятии людей со спасательного средства.
Для установления направления ветра также пригодны вымпелы, флаги или полоски материала, которые в темное время следует подсветить.
Ни в коем случае нельзя применять вблизи вертолета парашютную ракету бедствия, светить фонариком на вертолет ночью, вести передачу по радио во время работы лебедки вертолета.
Подъем людей на борт вертолета осуществляется при помощи лебедки, установленной в кабине вертолета. Обычно грузоподъемность лебедки не превышает 300 КГС, поэтому одновременно возможен подъем не более 1...3 человек.
В любом случае нельзя касаться рукой троса, который спускается с вертолета прежде, чем он коснется воды или палубы. Это обусловлено тем, что в полете на корпусе вертолета возникают значительные заряды статического электричества, которые могут поразить человека или вызвать у него болезненные ощущения. При возможности пользуйтесь рукавицами при работе с тросом подъемного устройства.
Подъемное устройство, когда оно спускается, не должно крепиться ни к какой части СШ или СП. Необходимо следить, чтобы подъемное устройство не захватило какую либо часть СШ или СП. В случае, если с вертолета спущены носилки для подъема раненого, то они должны быть отсоединены от подъемного устройства во время размещения на них раненого.
Для подъема людей к концу спускаемого с вертолета троса крепятся специальные устройства: спасательный пояс, спасательное сидение, спасательный "ковш" или корзина. Подъем людей в санитарных носилках или в спасательных гидрокостюмах производится с помощью гака вертолета, к которому присоединяются подъемные стропа носилок или гидрокостюма.
При работе с вертолетом все, находящиеся на СШ или СП должны равномерно распределиться по бортам, лечь на пол (дно) и вести себя спокойно.
При подъеме на борт вертолета следует в точности следовать указаниям командира вертолета, подаваемым по громкоговорящей связи или члена экипажа вертолета, который спустится на ваше спасательное средство, откуда будет руководить эвакуацией. Число принимаемых на борт вертолета людей определяется вместимостью кабины вертолета и возможным временем нахождения вертолета в районе аварии.
Вместимость кабин большинства поисково-спасательных вертолетов не превышает 20 человек, что меньше вместимости судовых СШ. Поэтому первыми должны передаваться на борт вертолета больные и раненые, дети и женщины. Но, сам факт прибытия вертолета говорит о том, что вы обнаружены, идет спасательная операция, к вам направлены другие спасательные средства и в ближайшие часы или даже минуты вы будете вне опасности.