Государственный портовый контроль является эффективным инструментом ПРИНУЖДЕНИЯ к выполнению судами международных требований, норм, стандартов в области безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды, а также - инструментом выявления СУБСТАНДАРТНЫХ компаний, флагов, классификационных обществ.
В 1982 году правительства европейских государств подписали в Париже первое региональное соглашение о Государственном Портовом Контроле - "Парижский Меморандум о взаимопонимании по Государственному
Портовому Контролю" (Paris MOU on PSC). В настоящее время в мире действует девять «Меморандумов».
Каждая Администрация сообщает о проведенных ею инспекциях ГПК при помощи информационно-справочной компьютерной сети. Сеть состоит из региональных центров и замыкающихся на них всех портов бассейна, открытых для захода иностранных судов.
Вся информация практически мгновенно поступает в компьютерный центр, где она хранится, обрабатывается и выдается по запросу.
Государственный портовый контроль
Контроль осуществляется специально уполномоченными инспекторами государственного портового контроля (Port State Control Officers) в соответствии с Резолюцией А.787(19) - "Процедуры контроля судов Государством Порта" с дополняющей ее Резолюцией А.882(21). Последняя обязательно должна быть изучена капитаном и всеми лицами командного состава судна.
Инспектирование судна должно сводиться к тому, чтобы убедиться, что на судне есть все действительные конвенционные сертификаты и другая соответствующая документация, и чтобы составить впечатление об общем состоянии судна,судового оборудования и экипажа.
Если на основании своих наблюдений и общего впечатления от судна офицер ГПК получит "явные основания" полагать, что судно может быть "субстандартным", то он должен перейти к "более детальной инспекции".
"Субстандартное судно" ("Sub-Standard Ship") - это судно, у которого корпус, механизмы, оборудование или безопасность эксплуатации существенно ниже норм, отсутствие действительных дипломов, требуемых соответствующими конвенциями, или у которого количество членов экипажа не соответствует «Свидетельству о минимальном составе экипажа».
Задержание судна в порту – это действие, предпринимаемое государством порта в тех случаях, когда состояние судна или его экипаж в значительной степени не соответствуют требованиям применимых
Конвенций для того, чтобы судно не могло выйти в море до тех пор, пока его плавание представляет опасность для самого судна или для лиц на его борту или необоснованную угрозу нанесения вреда морской среде.
Задержание судна в порту связано с возможным отнесением судна к разряду "субстандартных", что ведет судовладельца к значительным финансовым потерям.
Перечень документов, подлежащих проверке при осмотре судна
Предъявляются в зависимости от применимости документов к судну в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
1. Свидетельство о праве плавания под флагом государства регистрации судна.
2. Судовая роль.
3. Судовой журнал.
4. Дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажа.
5. Свидетельства, удостоверяющие годность членов экипажа к работе по состоянию здоровья и медицинские свидетельства.
6. Список пассажиров (предъявляется в случае, если на судне находятся пассажиры).
7. Пассажирское свидетельство.
8. Свидетельство о годности к плаванию.
9. Судовое санитарное свидетельство о праве плавания.
10. Санитарный журнал.
11. Морская медико-санитарная декларация.
12. Информация об остойчивости.
13. Мерительное свидетельство.
14. Свидетельство о грузовой марке.
15. Свидетельство о безопасности пассажирского судна.
16. Свидетельство о безопасности грузового судна.
17. Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции.
18. Свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению.
19. Свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию.
20. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (для судов, перевозящих более двух тысяч тонн нефти или нефтепродуктов в качестве груза).
21. Свидетельство о страховании ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами.
22. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (для судов более тысячи единиц).
23. Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью.
24. Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна.
25. Классификационное свидетельство.
26. Свидетельство об управлении безопасностью.
27. Свидетельство о безопасности судна специального назначения.
28. Свидетельство о безопасности морской передвижной буровой установки.
29. Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом или свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом.
30. Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом или свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом.
31. Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом.
32. Свидетельства о прочности корпуса судна и о машинных установках, выданные органами классификации судов (требуются только в том случае, если судно сохраняет свой класс в органах классификации судов).
33. Свидетельство о безопасности высокоскоростного судна и разрешение на эксплуа- тацию высокоскоростного судна.
34. Международное свидетельство об охране судна.
35. Свидетельство о предотвращении загрязнения воздуха с судна.
36. Свидетельство о предотвращении загрязнения воздуха дизельной установкой.
37. Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами.
38. Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором.
39. Машинный журнал (для судов с механическим двигателем).
40. Журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами (при наличии таких операций).
41. Журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров.
42. Журнал операций со сточными водами.
43. Журнал грузовых операций (при наличии таких операций).
44. Лицензия судовой радиостанции.
45. Радиожурнал.
46. Судовой вахтенный журнал, содержащий записи об испытаниях и учениях, и журнал для записей проверок и технического обслуживания спасательных средств и устройств.
47. Журнал операций с мусором.
48. Журнал непрерывной регистрации истории судна.
49. Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.
50. Документ о соответствии.
51. Документы, содержащие сведения об опасных грузах с указанием информации об их размещении на судне, в соответствии с Правилом 4/III МАРПОЛ.
52. Данные системы автоматического замера, регистрации и управления за последний балластный рейс – в отношении нефтяных танкеров.
53. Расписание по тревогам, схема противопожарной защиты и схема по борьбе за жи- вучесть.
54. Руководство по методам и устройствам (предъявляются танкерами -химовозами).
55. Наставление по креплению груза.
56. Свидетельство об изъятии. Обычно на судне находятся следующие документы компании СУБ:
судовой меморандум;
по системе управления безопасностью;
по безопасности мореплавания и готовности к аварийным ситуациям;
по навигации и палубном управлении;
по техническому обслуживанию главного двигателя и механизмов;
по грузовым и балластным операциям;
судовые операционные процедуры;
циркуляционные письма и инструкции;
формы и проверочные листы Компании;
сертификаты;
планы по ликвидации разлива нефти;
планы судовых учений и тревог и др.
Судовые документы должны находиться на судне в подлинниках за исключением Свидетельства о праве собственности на судно и Документа о соответствии компании, которые должны быть в копиях, заверенных в нотариальном порядке.