Экипаж состоит из капитана и других лиц, включенных в судовую роль. Штатное расписание утверждается судовладельцем и не должно противоречить Свидетельству о минимальном составе экипажа, изданному Государством флага.
Формирование экипажа должно выполняться на основании требований:
Государства флага;
Конвенции ПДНВ-78/95 (Международ- ная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты) или STCW-78/95 - International
Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978, as amended in 1995;
Договора морской перевозки груза (Charter party).
Обычно подбор экипажа осуществляют береговые крюинговые компании,имеющие соответствующий договор с судовладельцем или его представителем.
Требования предъявляемые к экипажу судна
Конвенция ПДНВ-78/95 вводит следующие термины:
рабочее время означает время, в течение которого моряк обязан выполнять работу в интересах судна;
время отдыха означает время, находящееся за рамками рабочего времени;(этот термин не включает короткие перерывы);
моряк означает любое лицо, определяемое таким образом национальным законодательством или коллективными договорами, которое работает по найму в любом качестве на борту морского судна, к которому применяется настоящая Конвенция.
Конвенция ПДНВ- 78/95 вводит следующие понятия для лиц экипажа:
капитан означает лицо, командующее судном;
лицо командного состава означает члена экипажа, не являющегося капитаном, назначаемого таковым согласно национальному закону и правилами либо, за их отсутствием, согласно коллективному договору или обычаю;
помощник капитана означает лицо командного состава, имеющее квалификацию в соответствии с положениями Главы II Конвенции;
старший помощник капитана означает лицо командного состава, следующее по должности после капитана, на которое возлагается командование судном в случае неспособности капитана командовать судном;
механик означает лицо командного состава, имеющее квалификацию в соответствии с положением Главы III Конвенции;
старший механик означает старшего по должности механика, ответственного за двигательную установку, эксплуатацию и техническое обслуживание механических и электрических установок на судне;
второй механик означает механика, следующего по должности после старшего механика, на которого возлагается ответственность за двигательную установку, эксплуатацию и техническое обслуживание механических и электрических установок судна в случае неспособности старшего механика нести такую ответственность;
лицо рядового состава означает члена экипажа судна, не являющегося капитаном или лицом командного состава.
Согласно Конвенции ПДНВ-78/95 пределы рабочего времени или времени отдыха должны устанавливаться следующим образом:
максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать;
14 часов в течение любого 24-часового периода и 72 часов в течение любой семидневки;
минимальная продолжительность времени отдыха не должна быть менее десяти часов в течение любого 24-часового периода; и
7.7 часов в течение любой семидневки;
время отдыха можно делить не более чем на два периода, продолжительность одного из которых должна быть, по крайней мере, равной шести часам, а интервал между периодами отдыха не должен превышать 14 часов;
сборы для осмотра и учения, учебная отработка действий по борьбе с пожаром и шлюпочные учебные занятия, а также учебные занятия, предписываемые национальным законодательством и международными актами, проводятся таким образом, чтобы свести к минимуму нарушение времени отдыха и не вызывать усталость;
в ситуациях, когда моряк находится в состоянии готовности, ему должен быть предоставлен в порядке компенсации адекватный период свободного времени,если нормальная продолжительность времени отдыха нарушается вызовами на рабочее место;
ничто в Конвенции ПДНВ-78/95 не должно рассматриваться как ущемляющее право капитана судна требовать от моряка, чтобы он работал необходимое количество часов для непосредственного обеспечения безопасности судна, лиц,находящихся на борту или груза, а также для оказания помощи другим судам или лицам, терпящим бедствие в море;
капитан может приостанавливать действие графика рабочего времени или времени отдыха и требовать от моряка, чтобы он работал необходимое количество часов до восстановления нормальной ситуации. Как только после восстановления нормальной ситуации появляется практическая возможность, капитан принимает меры к тому, чтобы моряку, работавшему в течение предусмотренного графиком времени отдыха, был предоставлен адекватный период времени отдыха.
Каждый член экипажа должен иметь действующие сертификаты, подтверждающие его компетентность.
Каждый моряк перед рейсом должен пройти медицинскую аттестацию и получить медицинский сертификат, свидетельствующий о возможности занятия этим лицом определенной должности на судне. Кроме того, моряк должен пройти наркологический тест (Drug and Alcohol test) и получить специальное заключение.
Как правило, такое обследование моряков выполняют специальные медицинские центры, имеющие соответствующие лицензии.
На судне моряку может быть оказана первая медицинская помощь. В случае необходимости организовывается консультация по радио по симптомам заболевания с привлечением береговых медицинских учреждений или запрашивается медицинская помощь у других судов.
На судне имеется специальная аптечка с медикаментами. Наркотические вещества должны храниться в сейфе капитана.
Согласно требованиям СУБ, обязанность на оказание первой медицинской помощи экипажу возложена на одного из помощников капитана.
Исходя из требований компании, на судне выполняется тестирование экипажа на наличие алкоголя в крови. Это тестирование может проводиться и медицинскими специалистами страны, в которую прибыло судно. Как правило, такой тест выполняется не менее двух раз в год по заявке компании.
Обычно компания устанавливает следующую предельную концентрацию алкоголя для каждого члена экипажа в любое время суток:
концентрация алкоголя в крови (ВАС) 40мг/100мл;
концентрация алкоголя в моче (UAC) 54 мг/100 мл;
концентрация алкоголя при выдохе (ВАС) 17 мг/100 мл.
Предельные нормы концентрации алкоголя приблизительно равны двум порциям алкоголя, выпитого в течение одного часа.
При этом одна порция алкоголя устанавливается следующим образом:
одна банка пива (33 cl) 1 порция алкоголя;
один бокал столового вина (12.5 cl) 1 порция алкоголя;
один бокал хереса/портвейна (6 cl) 1 порция алкоголя;
одна бутылка столового вина (0.75 с1) 6 порций алкоголя;
одна бутылка хереса/портвейна (0.75 с1) 12 порций алкоголя;
одна бутылка бренди/водки (0.50 с1) 18 порций алкоголя.
На каждом судне должна быть отлаженная система подготовки экипажа.
Компания возлагает на одно из лиц командного состава судна обязанность по руководству программой подготовки, контролю и наблюдению за процессом обучения на судне и выдачу необходимых указаний, если требуется, и обеспечение того,что все заинтересованные стороны выполняют свои функции.
Для учета выполнения запланированных тем обучения вводится книжка регистрации подготовки, которая, по рекомендации Конвенции ПДНВ должна включать для палубной команды следующие разделы:
системы управления рулем;
общая морская практика;
швартовка, постановка на якорь и портовые операции;
спасательные и противопожарные средства;
системы и оборудование;
работа с грузом;
работа на мостике и несение вахты;
ознакомление с машинным отделением.
Обучение и тренировки должны:
строго следовать процедуре и плану учебных тревог, таких как оставление судна, шлюпочных, ликвидации пожара, разлива нефти и др.;
проводиться в любое время суток;
выполняться с определенной частотой;
способствовать обучению экипажа и выработке в нем автоматизма;
дать практические навыки по использованию аварийных, спасательных и других средств.