port_malaga.jpg

Морской пиратКомитет по безопасности на море ИМО определил две основные ситуации,которые могут возникнуть при нападении пиратов:

1. Пираты обнаружены судовым персоналом до высадки на судно;

2. Пираты высаживаются на судно неожиданно, захватывая заложников и угрожая насилием/смертью экипажу судна.

В зависимости от указанных выше ситуаций следует руководствоваться следующим.

Пираты обнаружены до высадки на судно: если пиратами не было выставлено требование судну соблюдать радиомолчание, с судна должно быть немедленно послано сообщение с категорией “Piracy/armed robbery attack” в адрес близкорасположенных судов и властей, находящихся на берегу.

При этом должны быть задействованы все возможные способы передачи сообщения: система ИНМАРСАТ, оборудование ЦИВ с использованием соответствующих частот бедствия ЦИВ, любое другое оборудование с использованием любых частот бедствия.

 

Пираты высадились на судно неожиданно

В случае если требованиями пиратов судну запрещено вести какие-либо передачи и выполнение рекомендаций, изложенных выше, может привести к физическому насилию/смерти членов экипажа судна, любые такие требования должны быть выполнены, т.к. у них может быть оборудование, способное обнаружить любые радиосигналы, включая сигналы спутникового оборудования.

Таким образом, в случае нападения на судно пиратов передавать сообщение с категорией “Piracy/armed robbery attack” рекомендуется лишь при тех обстоятельствах, когда пиратами, находящимися на борту, не было выставлено требование соблюдать радиомолчание.

Передача указанного сообщения должна осуществляться путем нажатия скрытых кнопок, расположенных по крайней мере в трех разных местах на судне:

1) в рулевой рубке;

2) в каюте капитана;

3) в машинном отделении.

Нажатие на кнопку должно привести к тому, что спутниковый терминал автоматически выберет сообщение о нападении и передаст его соответствующему береговому полномочному органу.

Во избежание передачи ложного аварийного оповещения для приведения кнопки в действие должна использоваться кодовая последовательность,не допускающая ее случайного срабатывания.

 

Рекомендуемая практика по защите от пиратов

Анализ показывает, что захвату способствуют следующие факторы:

низкая скорость;

низкий надводный борт;

недостаток или отсутствие планов и действий при нападении.

заметное для нападающих отсутствие на судне должного наблюдения и не готовности экипажа отражать атаку.

Обычно нападение производится пиратами с двух или более небольших лодок с мощными моторами и скоростью до 25 узлов, чаще всего они подходят к судну с левого борта или кормы.
Большинство атак происходит в утренние и вечерние часы на восходе и заходе Солнца. Использование пиратами судов-баз позволяет им выходить далеко в море и нападать на суда там, где считалось,что вероятность нападения очень маленькая.

Пираты не смогли захватить ни одного судна скоростью 15 узлов и выше. Большинство отбитых нападений приходится на суда, которые заранее готовились к возможности пиратской атаки, имели планы и проводили тренировки.

Перед проходом опасными водами производится общее планирование. Центром планирования и координации обеспечения безопасного прохода в Аденском заливе сил ЕС является Maritime Security Centre - Horn of Africa (MSCHOA). UK Maritime Trade Operations (UKMTO) Dubai является первой точкой контакта для судов, следующих в залив. Именно UKMTO Dubai обеспечивает ежедневную связь и обмен информацией между капитаном и военными MSCHOA.

Перед проходом капитану и судовладельцу необходимо прежде всего оценить степень риска, и по полученной оценке рассчитать необходимые меры безопасности. Оценку плана производит MSCHOA, и далее

Центр действует в соответствии с этой оценкой, наблюдая за судном все время его пребывания в опасных водах. При реализации плана по отражению пиратской атаки приоритетом следует считать безопасность экипажа и пассажиров.

После регистрации предстоящего прохода судна в MSCHOA желательно за 3-4 дня, капитан должен регулярно сообщать о движении судна в UKMTO.

Рекомендуется провести, непосредственно перед проходом, общесудовое собрание, на котором разъяснить риски и требуемые от экипажа действия, а также провести предварительные учения в соответствии с планом: каждый должен знать свое место, обязанности и особо – средства связи и тревожной сигнализации.

Капитанам особо следует подготовить все необходимое для срочной связи с MSCHOA. Работа AIS – на усмотрение капитана, если он считает, что включенный AIS представляет из себя угрозу, то может его выключить.
Однако при следовании Аденским заливом рекомендуется держать его включенным, ограничив только передаваемую им информацию – название судна, место, курс, скорость, общее состояние – это помогает военным в заливе. Если говорить о следовании в Индийском океане вдоль побережья Сомали, то сами военные рекомендуют выключать AIS полностью, но желательно уведомить о том MSCHOA.

При следовании Аденским заливом судну необходимо уведомить UKMTO, военные настоятельно рекомендуют следовать в границах коридора безопасности.
Судам следует избегать захода в территориальные воды Йемена, т.к. военные корабли не имеют права входить в эти воды для защиты судна даже тогда,когда судно атакуют пираты.
При проходе заливом судно может не наблюдать поблизости военные корабли, но оно должно знать, что его проход наблюдается и все корабли в регионе готовы оказать посильную помощь. MSCHOA настоятельно рекомендует спланировать проход так, чтобы прохождение наиболее опасных участков пришлось на ночное время, как показывает практика ночь – наиболее безопасное время.

Судам следующим в обход Африки, без заходов в порты стран Восточной Африки, рекомендуется проложить курс с восточной стороны Мадагаскара, находясь на удалении не менее 600 миль от побережья Африки. Необходимо уведомлять UKMTO о передвижении судна обычным порядком.

 

Перед проходом рекомендуется:

спланировать судовое расписание и работы так, чтобы ко времени прохода экипаж отдохнул;

необходимо свести к минимуму весь радиообмен, от воки-токи до AIS;

все механизмы судна должны быть готовы к немедленным действиям – реверсы, включение пожарных насосов и т.п.;

необходимо обеспечить закрытие доступа и контроль над ним в настройке,на мостике, в машинном отделении, жилых помещениях экипажа;

убедиться, что с бортов ничего не свисает, от трапов до концов и шлангов;

если надводный борт низкий, попытаться нарастить планшири так, чтобы крючья и кошки не смогли за них зацепиться;

рекомендуется определить «цитадель» - место, где экипаж сможет запереться и выиграть время, которое может оказаться критическим в ожидании помощи от военных – в идеале в «цитадели» не должно быть иллюминаторов или легко взламываемых дверей;

рекомендуется рассмотреть возможность установки чучел-обманок впередсмотрящих или охранников, если в круговом обзоре с мостика есть «дыры»,необходимо поставить в такие места наблюдателей;

рекомендуется заранее разнести пожарные шланги и подготовить систему к немедленной подаче воды под давлением;

рекомендуется рассмотреть возможность установки проволочных заграждений, но так, чтобы это не повлияло на безопасность экипажа при его перемещениях и особо, чтобы не затруднило аварийный выход;

рекомендуется рассмотреть возможность приобретения и установки пассивных средств защиты;

рекомендуется использование ночной оптики в ночное и вечернее время;

рекомендуется включение системы защитной сигнализации и наблюдения (камеры наблюдения и т.п.), если она на судне имеется;

настоятельно рекомендуется следовать только в пределах коридора безопасности, руководствуясь извещениями и рекомендациями от MSCHOA.

При следовании коридором в составе группы следует поддерживать общую для группы скорость с учетом собственных ограничений.

Если судно собирается следовать в одиночку за пределами коридора – следуйте с максимальной скоростью, а если ваша скорость 18 узлов и выше – рекомендуется следовать самостоятельно, не дожидаясь групп и не ограничивая себя скоростью группы. Не следует забывать о МППСС,например, не выключать в темное время суток ходовые огни.

Включайте наружное освещение только если того требует безопасность;освещение мест, уязвимых для нападения, рекомендуется включать только в том случае (за исключением опасности нападения и непосредственно нападения),если это освещение не затрудняет управление судном. Военные в настоящее время рекомендуют включать только ходовые огни и затемнять или выключать все прочие.

 

Коридоры безопасности в Аденском заливе

Безопасность плавания в Аденском заливе

Рекомендуется иметь на мостике все имеющиеся на сегодня фотографии судов-баз пиратов, при обнаружении подозрительных судов следует немедленно сообщать о них в UKMTO и International Maritime Bureau (IMB) (Куала-Лумпур). Задача капитана – распознать угрозу как можно раньше, и немедленно сообщить о ней в UKMTO.
Бдительность и должное визуальное наблюдение прежде всего, не забывать о тактике пиратов – подход к судну с кормовых углов или с левого борта.
Не следует подвергать экипаж ненужному риску, на верхних палубах необходимо ограничиться только самыми необходимыми работами. При обнаружении пиратов рекомендуется устроить как можно больше шума – огнями, сиреной, активностью экипажа – чтобы показать им, что они обнаружены, а судно готово к отражению атаки.

 

Во время атаки:

следовать заранее разработанному плану;

активировать план аварийной связи и оповещения;

связаться с UKMTO Dubai, MSCHOA и IMB;

активировать тревожную кнопку;

если AIS была выключена, включить ее;

объявить общесудовую тревогу «Пиратское нападение» голосом и сигнализацией;

по УКВ подать сигнал бедствия MAYDAY на 16 и 8 каналах;

послать сигнал бедствия по DSC (Digital Selective Calling) и Inmarsat-C;

установить телефонную связь с UKMTO.

 

Маневрирование:

Если возможно, увеличить скорость до 15 и более узлов и немедленно начать маневрирование зигзагом (небольшими отворотами, больших следует избегать из-за потери скорости). Учесть ветер и волнение и максимально «подставить» пиратов под ветер и волнение, а также носовую и кормовую волны. Дать воду в шланги.

Опыт показывает, что максимальное время атаки 30 - 45 минут, если за это время пираты не смогут высадиться, они как правило прекращают атаку. Пытаться максимально выиграть во времени – на помощь могут успеть военные. Та часть экипажа, которая не участвует в отражении нападения должна проследовать в «цитадель».

 

Если пираты высадились на судно:

Прежде чем они доберутся до мостика, успеть предупредить UKMTO,MSCHOA и, если есть время, компанию-судовладельца. Помните – никакого сопротивления пиратам, это может повлечь за собой побои или даже гибель.
Если придется покинуть мостик и машинное отделение, необходимо остановить двигатель и по возможности направить судно в сторону от других судов в целях навигационной безопасности.
С пиратами необходимо вести себя спокойно и выполнять все их требования. Желательно собрать весь экипаж (за исключением вахты на мостике) в одном месте. Если люди находятся в «цитадели» или другом закрытом помещении, не препятствовать пиратам, когда они пытаются туда проникнуть.

 

В случае вмешательства военных:

НЕЛЬЗЯ использовать фото, кино камеры и мобильные телефоны со вспышкой в течение всего времени действий военных. При высадке военных на борт судна и каких-либо военных действиях, экипажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не должно быть, руки должны быть хорошо видны. Не следует делать никаких резких движений без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать – назвать себя и свою должность на судне.

Иметь в виду, что в заливе много военных, чей разговорный язык – не английский.

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта