Во время рейса судоводитель должен уделять внимание приоритетам информативности картографической системы.
Учитывая отличающиеся возможности систем, можно выделить данные, необходимые для решения основных навигационных задач.
Выделим последовательную приоритетность загрузки информации и проверки работы основных датчиков:
загрузка электронных карт;
проверка данных корректуры электронных карт;
проверка работы первичного датчика определения места судна;
проверка отображения символа собственного судна на электронной карте;
фиксирование вторичного датчика определения места судна;
проверка ввода данных о размерах судна и местоположении антенн приемоиндикаторов определения места судна;
загрузка маршрута плавания на планируемый рейс;
загрузка баз данных приливо-отливных и поверхностных течений;
проверка установки систем сигнализации;
вывод на дисплей информации от РЛС/САРП;
Помимо этого судоводитель должен настроить систему для получения наиболее полной информации необходимой в данном районе. Для этого необходимо выбрать нужный масштаб изображения, нагрузку дисплея, палитру и т. д.
В режиме реального мониторинга судоводитель решает текущие задачи, которые относятся к загруженному реальному маршруту следования.
Эти задачи можно разделить на две категории:
1. Задачи, решаемые картографической системой автоматически;
2. Задачи, решаемые по запросу.
Автоматически решаются задачи выдачи информации о приближении к поворотным точкам и рекомендациям по дальнейшему планируемому пути следования.Эти данные доступны без ввода дополнительной информации и могут быть востребованы судоводителем.
По запросу могут быть произведены расчеты времени прихода в заданные координаты по планируемой скорости движения судна. По заданному времени прихода в указываемую точку на маршруте может быть рассчитана скорость судна.
Одним из основных требований, предъявляемых к ECDIS, является возможность ведения исполнительной прокладки. Судоводитель в течении рейса постоянно должен контролировать информацию, получаемую от системы позиционирования.
Вахтенный помощник должен постоянно проверять работу ECDIS, местоположение судна необходимо контролировать другими способами.
Одной из наиболее часто встречающихся причин несоответствия координат местоположения собственного судна на экране электронной картографической системы от реальных, является неправильная настройка приемоиндикатора GPS (если этот приемоиндикатор является первичным датчиком).
Приемник GPS может быть настроен на выдачу местоположения в системе координат отличной от системы WGS-84.
При этом необходимо либо настроить приемоиндикатор GPS на систему координат WGS-84, либо ввести в электронную картографическую систему дифференциальные поправки к координатам.
Для этого нужно использовать правила перехода от одной системы координат к другой и в соответствующем редакторе картографической системы ввести эти поправки.
При наличии датчика позиционирования другой системы это несоответствие может определяться значением систематической ошибки в данном районе и тоже должно быть устранено методом ввода поправок в обсервованные координаты.