sudostroitelniy_zavod_zaliv.jpg

Изображение корпуса судна на теоретическом чертежеКорпус судна симметричен относительно его диаметральной плоскости. Ограничительные поверхности и плоскости сечений корпуса, а также объемы почти невозможно описать математическими функциями.

Поэтому для изображения формы корпуса рассекают его системой плоскостей, и получаемые при этом линии сечений и ограничительные линии вычерчивают на так называемом теоретическом чертеже.Для изображения корпуса судна теоретический чертеж, как правило, должен включать следующие проекции.

 

Бок. Этот чертеж изображает наружные контуры судна в разрезе по ДП, так как секущая плоскость проводится вертикально в продольном направлении корпуса. Кроме того, чертеж содержит сечения, лежащие на одинаковых расстояниях друг от друга и параллельные ДП, - так называемые батоксы.
В зависимости от размеров судна принято давать от трех до пяти сечений; для более точного изображения формы судна при наличии конструктивных особенностей (бульб или острая форма) предусматривается еще одно сечение.

 

Полуширота. Обводы по ватерлинии дают сечения, которые при нормальном положении судна на плаву проводятся на равных расстояниях друг от друга параллельно уровню воды.
Таким образом, они представляют собой ограничительные линии корпуса судна в горизонтальных плоскостях. Обычно ватерлинии делят конструктивную осадку на равное число одинаковых частей; иногда применяют более удобное разделение в метрах, а затем вычерчивают конструктивную ватерлинию.

 

Ватерлинии, начиная от основной плоскости по направлению к палубе, обозначают арабскими цифрами. Чтобы лучше показать переход шпангоутов в днище, часто проводят половинную ватерлинию (ВЛ1/2).
Кроме того, на полушироте изображают контуры кромки палубы - вид сверху, кромки палубы бака и других надстроек, а также фальшборт.

 

Корпус. Контуры теоретических шпангоутов получатся, если корпус судна рассечь вертикально под прямым углом к основной плоскости. Теоретические шпангоуты делят длину судна между перпендикулярами на четное количество равных частей и обозначаются по направлению от носового перпендикуляра к кормовому арабскими цифрами; кормовым перпендикуляром является при этом шпангоут 20, а носовым - шпангоут 10.
Чтобы отразить сложную форму оконечностей судна, вводят, кроме того, половинные шпангоуты, которые получают, например, обозначения: 1/2, 11/2...181/2, 191/2.
В месте перехода в кормовую оконечность (крейсерская корма) проводят еще дополнительные шпангоуты, которые от кормового перпендикуляра в корму обозначаются по порядку отрицательными числами.
Кроме того, на «корпусе» изображают контуры кромки палубы: вид с носа, палубы надстроек в оконечностях судна и фальшборта.

 

Чертеж по рыбинам. Рыбины возникают благодаря сечениям, которые проводятся под определенным углом к диаметральной плоскости. Обычно так выбирают углы наклона сечений рыбин на «корпусе», чтобы они рассекали теоретические шпангоуты в среднем вертикально. Рыбины обозначают маленькими буквами по направлению изнутри наружу. Рыбина, которая проходит через скулу, называется скуловой. Обычно проводят 3 - 5 рыбин.

 

Теоретический чертеж

Теоретический чертеж  судна

 

Положение секущих плоскостей всех четырех проекций (корпус, полуширота, бок и рыбины) на теоретическом чертеже видно из рисунка; обычно кормовая оконечность лежит слева, а носовая - справа.
На «корпусе» справа расположены шпангоуты носовой оконечности, слева - шпангоуты кормовой, на «полушироте» - ватерлинии левого борта, в чертеже по рыбинам, лежащим под ним, - рыбины правого борта.
Продольные сечения можно считать как сечениями правого, так и сечениями левого борта. На этих чертежах теоретические линии отражают объем корпуса судна по наружной кромке шпангоутов.

Внешнее ограничение объема корпуса судна является, таким образом, гладкой поверхностью, которая ограничена внутренней кромкой наружной обшивки, причем различные толщины и неровности, такие как соединения внахлест, удвоения и т. д., не учитываются.

 

Теоретический чертеж - основа всех судостроительных чертежей, например, положения и контура конструктивных шпангоутов (плазовый чертеж), разверток листов, а также теоретических расчетов судна (например, расчетов остойчивости и дифферента)

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта