sudno_amadeus.jpg


Крен на правый борт контейнеровоза RenaПри наклонении изменяется форма подводного объема - из воды выходит клиновой объем WFWΘ, а клиновой объем LFLΘ входит в воду.

В результате при наклонении судна до ватерлинии WΘLΘ, соответствующей наклоненному положению судна с креном в, форма подводного объема изменяется и центр величины судна находится уже не в точке С, соответствующей прямому положению судна, а в точке СΘ.

Так как центр тяжести судна G при наклонении не изменяет положения, между силой веса и силой плавучести судна появляется плечо 1в, называемое плечом статической остойчивости.

В этом случае силы плавучести образуют с силами веса восстанавливающий момент MΘ, который препятствует опрокидыванию судна и с прекращением действия кренящего момента возвращает судно в первоначальное положение равновесия - к ватерлинии WL.

 

Восстанавливающий момент равен произведению плеча остойчивости для данного угла крена на водоизмещение судна: MΘ = lΘ - Δ, kH • м

Где: MΘ -восстанавливающий момент при угле крена Θ,

gH - м lΘ – плечо статической остойчивости при угле крена Θ, м;

Δ, - водоизмещение судна kH Начальная остойчивость судна.

Независимо от характера кривой, по которой перемещается центр величины судна С при наклонениях, мы можем любой малый участок этой кривой принять за дугу окружности. Рассматривая начальный участок кривой при отклонении судна из прямого положения и принимая этот участок за дугу окружности, можно считать, что при малых углах крена центр этой окружности находится на пересечении направления действия силы поддержания с диаметральной плоскостью;

этот центр - точка пг - называется поперечным метацентром.

 

Радиус окружности, по которой движется центр величины, называется поперечным метацентрическим радиусом г. Остойчивость судна в пределах, в которых действуют приведенные выше допущения, называется начальной поперечной остойчивостью судна.

Для элементов начальной поперечной остойчивости судна здесь и далее приняты следующие обозначения:

zg - возвышение центра тяжести над основной плоскостью, м;

zc - возвышение центра величины над основной плоскостью, м;

zm - возвышение начального поперечного метацентра над основной плоскостью, м;

r - начальный поперечный метацентрический радиус, м;

h - возвышение начального поперечного метацентра над центром тяжести (начальная поперечная метацентрическая высота), м;

a = zg — 2C - возвышение центра тяжести судна над центром величины, м.

 

В теории корабля доказывается, что величина поперечного метацентрического радиуса г зависит от поперечного момента инерции площади ватерлинии: r = lx : - (1.5) где lx – поперечный момент инерции площади ватерлинии. Величина поперечной метацентрической высоты h = r — a = r + zc — zg, м. (1.6) Для начальной остойчивости lΘ = h sin Θ, м; МΘ = Δh sin Θ, м (1.7) МΘ = ΔhΘ, кН • м. (1.8). Учитывая, что для малых углов крена sin Θ =Θ (здесьΘ— в рад),Формулы 1.7 и 1.8 называются метацентрическими формулами остойчивости судна, так как они основаны на допущении, что при равнообъемных наклонениях центр величины движется по окружности с центром в метацентре т, т. е. что метацентр в пределах этих наклонений не смещается.

 

Произведение h называется коэффициентом поперечной остойчивости судна. Условия равновесия судна при действии на него кренящего момента можно записать в виде равенства Мкр = МΘ, кН • м Отсюда угол крена, соответствующий равновесию судна при действии на него кренящего момента Мкр Θ = Мкр : Δh, рад. (1.9)

Приняв в равенстве 1.9 угол крена 6= 1°= 1/57,3 рад, получим момент, кренящий судно на 1°: М1о = - : 57,3 , кН •м/град (1.10) Зная момент, кренящий судно на 1°, можно быстро определить крен судна в градусах под действием заданного кренящего момента: Θ = Мкр : М1о, град. (1.11)

Метацентрическую формулу остойчивости применяют при углах крена до 12 - 15 градусов, если при этих наклонениях форма входящих в воду клиновых объемов не отличается резко от формы выходящих из воды клиновых объемов корпуса судна, т. е. если не входит в воду открытая палуба или не выходит из воды скула судна (что происходит обычно при наклонении низкобортных судов).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Нажимая на кнопку “Отправить” Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

Пользовательский поиск

VK
FB
G+
TW

маркировка авиагрузов, маркировка опасных грузов adr.

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта