Палубные перекрытия промысловых судов набирают как по поперечной, так и по продольной системе набора.По поперечной системе набраны все добывающие и производственные суда, а также приемно-транспортные рефрижераторы и базы сравнительно небольших размеров. Продольную систему набора имеют палубы китобойных, тунцеловных и других крупных баз и судов.
При поперечной системе набора палубное перекрытие состоит из часто расставленных бимсов и поддерживающих их продольных балок - карлингсов. Бимсы, расположенные в районе грузовых люков, называются полубимсами.Все бимсы за исключением установленных по концам люка - концевых люковых бимсов - имеют одинаковую высоту.
Концевые люковые бимсы выполняются в виде рамного профиля. На промысловых судах вследствие небольших размеров люков карлингсы, как правило, не совмещены с продольными комингсами. Высота карлингса составляет 1/20 его пролета; примерно такую же высоту имеют концевые бимсы. Из-за большого пролета жесткость карлингса всегда ниже жесткости концевого бимса, поэтому концевые бимсы служат для карлингса опорами. Рассмотренная схема устройства палубного перекрытия является громоздкой и тяжелой.
Для разгрузки и уменьшения веса палубного перекрытия устанавливают дополнительные опоры в виде вертикальных стоек - пиллерсов, на которые опираются карлингсы, поддерживая таким образом все палубное перекрытие. Обычно в трюме устанавливают два или четыре пиллерса.
Конструкция палубы при поперечной системе набора показана на рис. 1, а. Бимсы таврового, углового или полособульбового сечений проходят не прерываясь через вырезы в карлингсах и привариваются к ним. Карлингс на каждом втором бимсе подкрепляется ребрами жесткости или бракетами. На поперечных переборках карлингсы разрезают, приваривают к переборке и дополнительно устанавливают кницы. У концов книц стенку карлингса подкрепляют ребрами жесткости. Бимсы и полубимсы крепят к шпангоутам и продольным комингсам кницами.
При продольной системе набора палубное перекрытие состоит из редко расставленных рамных бимсов и часто расставленных продольных связей - карлингсов и продольных подпалубных балок (рис. 1, б). Рамные бимсы ставят в плоскости флоров, а продольные подпалубные балки - в плоскости продольных днищевых балок. Продольные подпалубные балки идут по всей длине судна. Их пропускают через вырезы в рамных бимсах и соединяют сними сваркой. На переборках балки разрезают и крепят к ним кницами