В зависимости от дедвейта (DWT) танкеры подразделяются на следующие категории:
GP - малотоннажные танкеры (6000 - 16499 DWT) используются для специальных перевозок;
GP - танкеры общего назначения (16500 - 24999 DWT) используются для перевозки нефтепродуктов;
MR - среднетоннажные танкеры (25000 - 44999 DWT) используются для перевозки нефти или нефтепродуктов;
LR1 - (Super Tanker) - крупнотоннажные танкеры 1 класса (45000 - 69999 DWT) используются для перевозок темных нефтепродуктов;
LR2 - (Mammoth Tanker) – крупнотоннажные танкеры 2 класса (70000 - 149999 DWT);
VLCC - (Very Large Crude Carrier) - крупнотоннажные танкеры 3 класса (150000 - 300000 DWT);
ULCC - (Ultra Very Large Crude Carrier) - супертанкеры (более 300000 DWT).
Конструкция набора танкера определяется видом перевозимого груза. Наличие свободных поверхностей жидкости в грузовых танках отрицательно влияет на остойчивость судна, снижая его метацентрическую высоту.
Для уменьшения этого эффекта устанавливают две или три продольные переборки, проходящие через все судно, и поперечные переборки, расстояние между которыми значительно меньше,чем у сухогрузных судов.
Обеспечение прочности корпуса крупнотоннажного танкера (DWT >45000 т) достигается применением продольной системы набора.
Поперечное сечение корпуса танкера с продольной системой набора: 1, 2, 3 – подпалубные, бортовые и днищевые ребра жесткости; 4 – днищевые кницы; 5 – вертикальный киль; 6 – флор; 7 – продольные переборки; 8 – рамный шпангоут; 9 – рамный бимс; 11 – карлингсы; 12 – подпалубные кницы
Танкеры, предназначенные для работы в ледовых условиях, строят по комбинированной системе набора.
Нефтяные танкеры дедвейтом 20000 т и более и нефтепродуктовозы дедвейтом более 30000 т должны иметь танки изолированного балласта (S.B.T. – Segregated Ballast Tanks), вместимость которых должна быть такой, чтобы судно могло безопасно совершать балластные переходы, не прибегая к использованию нефтяных танков под водяной балласт.
Танки изолированного балласта располагаются в двойном корпусе и двойном дне.
Каждый танкер дедвейтом более 20000 т и более должен быть оборудован системой очистки грузовых танков путем мойки сырой нефтью (Crude Oil Washing – COW).
Грузовой танк
Нефтяной танкер дедвейтом 70000 т и более должен иметь не менее двух отстойных танков (Slop Tanks).
Объем этих танков должен позволять выполнять мойку танков сырой нефтью с последующим отделением от воды собранных остатков нефти.