tanker_vo_ldah.jpg

Танкер C WHALE в СингапуреДавление паров и температура кипения

Грузы с высоким давлением паров (или с низкой температурой кипения) обычно обладают повышенной степенью парообразования.

Во время мойки танков после выгрузки таких грузов, следует учитывать вероятность образования горючих или токсичных паров в значительных концентрациях, и предпринимать соответствующие меры безопасности.

В то же время низкое давление паров груза говорит о том, что после выгрузки с высокой вероятностью на поверхности переборок танка будут присутствовать следы

нелетучих соединений (NVM – non-volatile matters).Особенно часто это случается при перевозке ингибированных грузов. Поэтому очистка грузовых танков после выгрузки грузов, содержащих NVM , НИКОГДА не осуществляется вентиляцией.

 

Способность к полимеризации

Полимеризация – процесс формирования макромолекул из микромолекул, сопровождающийся повышением температуры, выделением горючих или токсичных газов и преобразованием жидкости в твердое тело.

Как правило полимеризация инициируется повышенной температурой, ультрафиолетовым излучением (дневным светом) или повышением давления.
К грузам, обладающим склонностью к полимеризации, относятся все грузы, содержащие непредельные углеродные связи, особенно интенсивно полимеризация протекает, если в состав вещества входит виниловый радикал. К таким грузам относятся: виниловые соединения, дивиниловые соединения, акриловые соединения, карбонилы, стирол, изопрен, пропилен-оксид.

 

Танкер в открытом море

Танкер в открытом море

Вязкость

Мойка танков после выгрузки высоковязких грузов должна производиться при достаточно высокой температуре промывочной воды., также как и во время мойки танков после застывающих грузов, следует избегать приема балласта в танки двойного дна или погрузки грузов с низкой температурой в соседние танки.

Если есть возможность, мойку следует начинать сразу после выгрузки такого груза. Исключение составляют некоторые высоковязкие аддитивы и полиолы, после выгрузки которых требуется предварительная мойка при низких температурах, вследствие их интенсивной реакционной способности при повышенной температуре.

 

Реакция с водой

Некоторые грузы, реагируют с водой, образуя твердые, нерастворимые в воде соединения, как например изоцианиды, некоторые хлороуглеводороды. Мойку танков после выгрузки таких грузов необходимо производить только специальными растворителями или нейтрализаторами.

 

Реакция с кислородом

Некоторые высыхающие и полу-высыхающие масла и жиры растительного или животного происхождения, могут реагировать с кислородом, образуя на переборках танков жирную полимерную пленку, которую практически невозможно удалить с поверхности обычными способами. Кроме того, повышенная температура моечной воды усиливает степень окисления жиров, что приводит к интенсивному затвердеванию этой пленки. Поэтому мойка танков после выгрузки таких грузов проводится холодной водой сразу же по окончании выгрузки.

 

Реакция с морской водой

В морской воде присутствует огромное количество солей, представляющих собой соединения кальция и магния, что обуславливает повышенную жесткость воды. Жесткость воды определяется концентрацией ионов кальция и магния в в пересчете на карбонат кальция CaCO3 и называется степенью жесткости воды.

Некоторые грузы, такие как жирные органические кислоты и растительные масла с высоким индексом содержания кислот (FFA), способны вступать в химические реакции с соединениями металлов, образуя твердые, нерастворимые в воде вещества.

Использование горячей моечной воды приводит к повышению интенсивности протекания химических реакций. Для обеспечения наилучшего результата, мойку танков необходимо производить пресной водой, немедленно по окончании выгрузки.

При использовании забортной воды (морской) образования белого налета на переборках танков избежать невозможно. И для его удаления в дальнейшем придется использовать моечную химию.

Если же жесткость воды известна, то для её снижения ( по немецкой шкале) на 1о dh., требуется на каждые 10м3 пресной воды добавить 0,2 кг Na2CO3 или Na3PO4. После приготовления раствора его необходимо ре циркулировать не менее 30 минут, чтобы обеспечить полное растворение и химическое взаимодействие компонентов. Затем не менее 1 часа отстоять полученный раствор, после чего воду можно использовать для мойки танков.

 

Запах

Даже самое незначительное количество груза, обладающего интенсивным специфическим запахом, оставшееся где-нибудь в трубопроводах или системах, может привести к значительным трудозатратам и задержке судна при подготовке танков. Кроме того, многие химические грузы в значительной степени чувствительны к посторонним запахам.

Нейтрализация запаха некоторых грузов, таких как Акрилат, Нитробензол или Пигаз производится с использованием специальных добавок к моечной воде – одорайзеров.
Помимо этого особое внимание должно быть уделено уплотнениям горловин танков. Как правило, после перевозки сильно пахнущих грузов, уплотнения или меняются, или же промываются отдельно в специальных растворах.

 

Тот же самый груз

Если предполагается, что после выгрузки груза судно будет перевозить тот же самый груз (Dedicated Trade), предполагается, что мойка танков не требуется. Однако, во многом вопрос «мыть или не мыть танк?» зависит от типа груза, от требований фрахтователя или грузоотправителя, предъявляемых к состоянию танков перед погрузкой, инструкций судовладельца, от того, каким будет окончательное использование продукта (техническое, пищевое, медицинское и т. д.).

В любом случае, грузовые танки, трубопроводы и системы должны быть свободны от остатков предыдущего груза.

 

Высокое давление паров

Процедура вентиляции грузовых танков моет быть признана в качестве одобренного способа очистки танков от остатков груза, как внутри особых районов, так и за их пределами

ТОЛЬКО остатки грузов, которые имеют давление насыщенных паров более 50 миллибар при температуре +20оС, могут быть удалены из грузовых танков методом вентиляции.

До начала процедуры вентиляции грузовых танков, необходимо учесть опасность возникновения взрывоопасных концентраций паров груза и(или) их токсичного воздействия на экипаж, которые могут возникнуть в результате интенсивного испарения груза. Все меры безопасности, указанные в Кодексах конструкции и оборудования химовозов, а также в Кодексе по обеспечению безопасности на танкерах-химовозах, должны быть приняты во внимание и выполнены.

Если вентиляция танков осуществляется в порту, необходимо получить разрешение портовых властей и руководствоваться портовыми правилами.

Очистка танков методом вентиляции должна включать следующие процедуры и мероприятия:

Грузовые и зачистные трубопроводы должны быть осушены и продуты в танк для удаления остатков груза.

Крен и дифферент судна должны быть минимальны, с тем, чтобы обеспечить наибольшую поверхность испарения груза при вентиляции танков.

Струя воздуха, образованная вентиляционным оборудованием, должна достигать днища танков.

Если используются переносные вентиляторы, то они должны быть установлены на моечной горловине танка, расположенной в непосредственной близости от колодца танка.

Оборудование для вентиляции танков должно быть установлено таким образом, чтобы создаваемый им воздушный поток был направлен непосредственно в зачистной колодец танка или на приемный патрубок грузового трубопровода, так, чтобы избежать отражения или дробления воздушной струи внутренними конструкциями танка.

Вентиляция должна продолжаться до тех пор, пока в танке не останется видимых следов жидкого груза, что подтверждается визуальной инспекцией танка или другим равноценным методом.

Во многих случаях такой метод очистки танков определяется тем, насколько эффективным и безопасным он является. Например, Приложение II к МАРПОЛ 73/78 разрешает очистку танков после БЕНЗОЛА методом вентиляции, однако на реальном судне такой метод нежелателен из-за высокой токсичности груза и того, что после удаления жидкости методом вентиляции, в танке все равно остаются твердые остатки (примеси, содержащиеся в грузе, ржавчина) и сильный запах.
Очистка грузовых танков методом вентиляции требует наличия на судне вентиляторов или воздуходувок соответствующей производительности, которые обеспечат соблюдение требований Приложение II к МАРПОЛ 73/78 в отношении глубины проникновения струи воздуха в танк (струя воздуха должна достигать днища танка).

Глубина проникновения струи определяется в зависимости от диаметра вентиляционного отверстия и интенсивности подачи воздуха ( см. рис. 2.). Процедура очистки танков методом вентиляции описана в «Руководстве по методам и устройствам» (P&A Manual – Procedures and Arrangement Manual) для каждого типа химовоза.

Очистка танков методом вентиляции довольно часто используется после выгрузки грузов с высоким давлением паров, поскольку при таком методе очистки танков отпадает самый главный вопрос - что делать со смывками, возникающими в процессе мойки танка.
Эффективность этого метода значительно повышается, если судно оборудовано специальными воздуходувками, способными обеспечивать подачу в танки подогретого воздуха.

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта