tanker_ti_europe.jpg

Танкер Jahre Viking стоит на якореМойка грузовых танков после выгрузки грузов, выделяющих горючие или взрывоопасные пары, может осуществляться при следующих состояниях атмосферы в грузовом танке:

1. В инертной атмосфере, где возможность воспламенения смеси паров груза и воздуха исключается за счет снижения общего содержания кислорода при разбавлении атмосферы танка инертным газом. ISGOTT определяет инертную атмосферу как атмосферу, содержание кислорода в которой не превышает 8 % от объёма.

2. В обедненной атмосфере, где возможность воспламенения смеси паров груза и воздуха исключается за счет преднамеренного снижения концентрации паров углеводородов до величины, меньшие, чем НПВ для данного груза.

3. В перенасыщенной атмосфере, где возможность воспламенения смеси паров груза и воздуха исключается за счет того, что концентрация паров груза превышает верхний предел воспламенения для данного груза, а содержание кислорода недостаточно для поддержания пламени.

4. В атмосфере с неопределенным газовым составом, где концентрация паров груза может быть выше или ниже пределов воспламенения, или же находиться внутри этих пределов, а пожаробезопасность обеспечивается за счет уменьшения возможности возникновения электростатического разряда в атмосфере танка.

Мойка танков в атмосфере с не установленным составом

Мойка танков в атмосфере с не установленным составом

Условия мойки при не установленном составе атмосферы внутри танков, регламентируются Частью II- 2 СОЛАС-74, которая определяет, что такая мойка может осуществляться ТОЛЬКО НА ХИМОВОЗАХ ДЕДВЕЙТОМ МЕНЕЕ 20000 ТОНН, построенных после 1986 года.

Безопасно мойка может быть произведена при следующих условиях:

1. Объём танка, подлежащего мойке, не должен превышать 3000 м³.

2. Расход воды на каждое сопло моечной машинки не должен превышать 17,5 м³/час.

 3. Общее количество моечной воды, подаваемой в танк в процессе мойки, не должно превышать 110 м³/час.

Дополнительно, при выполнении всех этих условиях, ЗАПРЕЩЕНО :

1. Использовать моечные машинки, производительность которых превышает 60 м³/час.

2. Использовать метод рециркуляции моечной воды.

3. Использовать химические добавки в процессе мойки.

4. Производить подачу острого пара в танк.

5. Использовать синтетические концы для опускания оборудования в танк.

Основные меры безопасности

Основные меры безопасности

Для того чтобы обеспечить максимальную безопасность экипажа и судна во время проведения операций при мойке и дегазации грузовых танков, экипаж должен быть оповещен о начале и об окончании таких операций.
Только персонал, имеющий достаточный опыт и непосредственно принимающий участие в процедурах по подготовке танков, может находиться в районе грузовой палубы.
Как правило, мойка водой и дегазация грузовых танков не производится одновременно с погрузочно-разгрузочными операциями, однако такое требование не означает, что совмещение процедур запрещено.

Совмещение операций по подготовке грузовых танков с погрузочно-разгрузочными операциями требует предварительного согласования с портовыми властями и представителями терминала, а также повышенного внимания судового персонала.

Старший помощник капитана должен обеспечить использование только безопасного и исправного оборудования на протяжении всего периода подготовки танков.

Для этого:

1. Перед каждой значительной мойкой грузовых танков все шланги, используемые для переносных моечных машинок, должны быть проверены на электропроводность в сухом состоянии.

2. Сопротивление моечных шлангов не должно превышать 6 ом на 1 погонный метр шланга.

3. На моечных шлангах должна быть нанесена дата проведения последней проверки на электропроводность. Результаты проверки сопротивления шлангов должны быть занесены в специальный журнал проверок моечных шлангов.

4. Категорически запрещается вход персонала в грузовые танки без письменного разрешения на вход, подписанного ответственным офицером, и соблюдения всех необходимых мер безопасности (см. «Вход в закрытые помещения»).

5. Во время проведения мойки и дегазации грузовых танков, все судовые работы в районе грузовой палубы ЗАПРЕЩЕНЫ. Вентиляция жилых и служебных помещений должна осуществляться по замкнутому контуру.

6. Корпус переносных моечных машинок должен быть выполнен из материала, который не вызывает искрообразования при контакте с внутренней поверхностью танка или его конструкциями. Соединительные устройства шланга должны обеспечивать надежный электрический контакт моечной машинки и всех секций моечных шлангов со стационарной моечной магистралью

7. В целях идентификации все моечные шланги должны быть промаркированы несмываемой краской. Помимо даты проведения проверки на электропроводность на шлангах должна быть нанесена маркировка, позволяющая определить, на каком уровне расположена машинка в танке.
Обычно маркировка наносится так, чтобы можно было определить, в какой позиции установлена моечная машинка (1-я, 2-я, как правило 1-я позиция – 2/3 высоты танка от днища, 2-я – 1/3) или через каждые 1,5 м или 5 футов длины шланга.

8. Моечные машинки должны фиксироваться в танке на необходимой высоте помощью специального растительного конца, а не с помощью моечного шланга.

9. Моечный шланг должен фиксироваться на моечной горловине грузового танка с помощью специального устройства, исключающего его чрезмерный изгиб или повреждение о края моечной горловины.

10. Опускание моечной машинки в танк производится только после того, как она будет подсоединена к моечному трубопроводу с помощью шланга.
Для обеспечения надежного электрического контакт всех соединений, внутренняя поверхность шланга и машинки должна быть промыта водой из моечного трубопровода до опускания машинки в танк.

11. Извлечение моечной машинки из танка производится не ранее, чем через 5 минут после прекращения подачи воды через машинку.

12. Запрещается отсоединять шланг от моечного трубопровода до того, как машинка будет полностью извлечена из танка.

13. Не рекомендуется использовать моечную воду для рециркуляции без предварительного её отстоя или же вводить в воду моющие химикаты. Если такая необходимость возникает всегда необходимо выполнять особые меры предосторожности или же следовать специальным инструкциям компании.

14. В процессе мойки танков водой после нефтепродуктов запрещено использовать моечную воду, температура которой превышает 60 ° С. (если атмосфера танка не инертизирована).

15. Откачка моечной воды из танка должна осуществляться непрерывно с тем, чтобы обеспечивалась промывка днища танка.

16. Следует избегать свободного падения и разбрызгивания моечной воды, при откачке её в не инертизированный отстойный танк.

17. Первичная мойка танков после выгрузки пожароопасных грузов проводится ТОЛЬКО холодной забортной водой со сбросом смывок в отстойные танки.

18. При мойке не дегазированных танков водой должен быть обеспечен регулярный контроль и регистрация состояния атмосферы танков и поддержание в них пожаробезопасной атмосферы.

19. Опускание в танк незаземленных металлических предметов в процессе мойки КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО.

20. При выходе из строя системы инертных газов мойка танков должна быть ПРЕКРАЩЕНА НЕМЕДЛЕННО.

21. При падении давления инертного газа в грузовых танках ниже 100 мм водяного столба, мойка должна быть прекращена НЕМЕДЛЕННО.

22. Перед началом мойки вся донная и забортная арматура грузового насосного отделения должна быть закрыта.

23. Все моечные трубопроводы перед началом мойки должны быть промыты забортной водой в отстойный или замываемый танк.

24. Во время мойки все палубные шпигаты должны быть герметично закрыты пробками.

25. Протечки груза, моющих растворов, нефтеводяных смесей, на грузовую палубу необходимо убирать НЕМЕДЛЕННО.

26. Вход в грузовые танки осуществляется при строгом соблюдении процедур по входу в закрытые помещения.

27. Перед входом персонала в грузовой танк во время мойки танков, грузовая, зачистная, газоотводная и вентиляционная системы танка должны быть надежно отсечены от систем остальных танков.

28. При проведении мойки танков переносными машинками в условиях повышенного волнения моря, машинки должны быть закреплены не более чем на 1,5 – 2 метра ниже уровня палубы во избежание их контакта с переборками танка.

29. В обычных условиях плавания мойку танков рекомендуется производить при волнении моря не выше 4-х баллов.

Все ограничения в отношении температуры моечной воды и использования растворов химикатов действительны ТОЛЬКО в процессе ПЕРВИЧНОЙ МОЙКИ, когда существует возможность возникновения разряда статического электричества во взрывоопасной среде.

Далее, в процессе основной мойки (после того как из танка удалены остатки груза) и после дегазации танков, когда содержание паров углеводородов не превышает 1% от НПВ, атмосфера танка считается пожаробезопасной и использование горячей воды и химикатов не возбраняется.

Подготовка танкера к мойке танков

Подготовка танкера к мойке танков

Прежде чем начинать мойку танков, необходимо выполнить целый ряд подготовительных операций, которые позволят безопасно и эффективно осуществить мойку танков.

1. Убедитесь в том, что танки, подлежащие мойке, полностью выгружены и зачищены от предыдущего груза. Официальным подтверждением того, что танк пуст, является сертификат инспекции танков, подписанный сюрвейером.

2. Если такое предусмотрено, убедитесь в надежном креплении замерного устройства танка в должной позиции. Важно, чтобы поплавковое устройство для замера уровней груза в танке находилось в закрепленном состоянии в безопасной позиции, согласно требованиям завода изготовителя. Небрежность в выполнении таких требований может привести к повреждению мерительного устройства.

3. Определите правильный метод мойки танка. (см выше).

4. Подготовьте необходимое оборудование для защиты персонала и окружающей среды (требования в отношении мер безопасности указаны в изданиях CHRIS, ICS , IBC/BCH, MSDS

5. Подготовьте четкую инструкцию по мойке танков и трубопроводов. Инструкция предназначается, прежде всего, для вахтенных помощников и рядового состава, участвующих в мойке танков. Копия инструкции должна быть предоставлена капитану. Сама по себе инструкция должна содержать короткие и четкие указания. Для того чтобы избежать излишней бумажной работы, персонал, участвующий в мойке, должен быть проинструктирован на рабочем месте.

6. Подготовить необходимое оборудование, механизмы и системы к работе. Прежде всего, необходимо проверить заземление и электрические соединения всего оборудования. Шланги переносных моечных машинок должны быть подсоединены к моечной магистрали до их опускания в танк.
Моечные шланги должны быть отмаркированы соответствующим образом ( для определения положения моечной машинки по высоте танка). При использовании переносных моечных машинок должны быть приняты меры по предотвращению механических повреждений танков из-за падения машинок в танк или из-за их контакта с переборками танков.
При использовании стационарных моечных машинок всегда необходимо следовать инструкциям завода – изготовителя по их использованию. Грузовые шланги для перекачки смывок должны быть подготовлены и подсоединены к грузовой системе соответствующим образом.
Метод откачки смывок из танков должен быть предварительно оговорен: сброс в слоп-танк, слив в береговые емкости, или же сброс в море в соответствии с требованиями МАРПОЛ 73,78.

7. Убедитесь в том, что грузовые трубопроводы не блокированы грузом. Перед подсоединением грузовых шлангов для перекачки смывок, необходимо проверить оба конца манифолдов, и если есть необходимость, освободить трубопровод от остатков груза пропариванием или продувкой воздухом.

8. Перед подсоединением моечных машинок все рожки моечной магистрали должны быть прокачаны забортной водой, с тем, чтобы избежать попадания ржавчины или грязи в фильтры моечных машинок. В порту такую прокачку можно произвести в балластные танки или же отстойные танки.

После того, как все подготовительные операции выполнены, можно приступать к мойке танков.

В процессе мойки необходимо контролировать следующие параметры:

1. Давление на моечном насосе.

2. Температуру воды в моечной магистрали.

3. Работу моечных машинок (прослушиванием).

4. Высоту расположения моечных машинок в соответствии с планом мойки.

Мойка танков забортной водой

Мойка танков забортной водой

Использование забортной воды в процессе мойки – основной и, в большинстве случаев, вполне достаточный метод при подготовке танков. Для удовлетворительной мойки забортной водой необходимо соблюсти следующие условия:

1. Если судно производить мойку танков в порту, где возможно попадание во всасывающий трубопровод моечного насоса или песка, необходимо периодически в процессе мойки производить отбор проб моечной воды для контроля её качества.

2. При наличии в забортной воде значительного количества песка и или мойку следует прекратить, поскольку существует реальная возможность, во-первых, повредить покрытие танков и, во-вторых, присутствие механических примесей в танке увеличивает степень загрязнения поверхности танка.

3. Необходимо четко выдерживать температуру моечной воды, которая определяется типом груза, возможностями судового подогревателя, типом покрытия танков, наличием в прилегающих танках грузов, чувствительных к температуре и т.д..

4. В любом случае, в процессе первоначальной мойки не рекомендуется использовать воду, температура которой превышает температуру выгрузки груза более чем на 10 ° С.

5. Давление на моечном насосе должно обеспечить минимальный расход воды через моечные машинки при достаточном горизонтальном выбросе струи воды через сопло машинки и минимальном времени цикла, согласно их паспортным данным и требованиям завода-изготовителя.

6. Нарушение цикла мойки (изменение давления и температуры моечной воды, остановка моечной машинки, сбой в работе насоса моечной воды и пр.) влекут за собой повторение цикла мойки.

Анализ рекомендаций различных кодексов по мойке танков

Анализ рекомендаций различных кодексов по мойке танков

На сегодняшний день многие компании, осуществляющие перевозку морем химических грузов, требуют производить подготовку танков в соответствии с инструкциями и рекомендациями, которые они определяют сами. Так «Stolt Parcel Tankers Inc.», один из крупнейших в мире морских перевозчиков химических грузов, имеет свой «Кодекс подготовки танков», независимые сюрвейерские компании SGS, SAYBOLT и Caleb Brett – свои.
Производители химикатов для мойки танков, компания «UNITOR» и «Drew Ameroid» – также рекомендует использовать свои кодексы подготовки танков, причем с обязательным использованием поставляемой компанией химии.

Ниже приведен пример процедуры подготовки танков после выгрузки стирола под погрузку метанола согласно «Рекомендаций по смене груза», разработанных компанией Caleb Brett:

 

Wall Wash Test

При подготовке грузовых танков под погрузку чистых (в химическом отношении) грузов, в составе которых не допускается вообще (или допускается в очень ограниченном количестве) присутствие различных примесей, помимо визуальной инспекции, контроль за качеством подготовки танка включает отбор смывок с внутренней поверхности танков и их химический анализ (Wall Wash Test ).
В судовых условиях невозможно выполнить полный анализ смывок, но основные анализы, определяющие присутствие на поверхности танка хлоридов, тяжелых углеводородов и наличие следов предыдущего груза или ингибитора, вполне под силу судовому персоналу. Проведение такой проверки танков на судне до прихода в порт погрузки значительно снижает вероятность того, что танки не будут приняты под погрузку.
И, наконец, заявление судном нотиса о готовности к грузовым операциям подразумевает, что судно ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ ГОТОВО К ПРИЕМУ ГРУЗА, то есть состояние поверхности танков и качество их подготовки соответствует требованиям фрахтователя.

 

Технология проведения Wall Wash Test

Для проведения химического анализа готовности танка к погрузке на судне должны быть в достаточном количестве следующее оборудование и реактивы:

1. Лабораторный чистый метанол

2. Де ионизированная вода ( дистиллированная вода двойной очистки).

3. 10%- ный раствор азотнокислого серебра.

4. Раствор 3% перекиси водорода и 2% соляной кислоты

5. Медицинские одноразовые резиновые перчатки.

6. Бумажные лабораторные фильтры.

7. Пластиковая бутыль с распылителем (Squeeze bottle) для нанесения реактивов на поверхность танка.

8. Прозрачные пробирки 100 мл с градуировкой

9. Прозрачные пробирки 50 мл с градуировкой

10. Пластиковая воронка для сбора смывок

11. Перманганат калия (марганцево-кислый калий)

12. Банки (50 мл ) с крышкой для сбора смывок.

13. Стандартный раствор неорганических хлоридов (раствор поваренной соли)

14. Бутыль 0,5 литра темного стекла с пробкой для приготовления раствора перманганата калия.

В зависимости от требований компании количество и состав данного оборудования могут быть различными. Но если предстоит подготовка танков под груз, требующий анализа смывок с переборок танков, запасы метанола и деионизированной воды, должны обеспечивать проведение проверки танков в полном объёме в судовых условиях.

Метанол – используется для обработки поверхности танка. Метанол должен быть химически чистым и не содержать примесей углеводородов, хлоридов и др.

Де ионизированная вода – ( DI water) используется для приготовления растворов. 5 % раствор азотнокислого серебра (нитрата серебра)– используется для определения содержания хлоридов в пробе.

Раствор перманганата калия используется для определения присутствия нелетучих углеводородов и ингибиторов - РТТ (Permanganat Time Test).

Раствор перекиси водорода 2% и соляной кислоты 3% используется для очистки пробирок ( удаления налета нитратов серебра).

 

PERMANGANAT TIME TEST (РТТ)

Анализ производится для обнаружения в пробе присутствия кислородосодержащих соединений, способных вызвать окисление груза. Окислители влияют на качество веществ, используемых в химической промышленности в качестве катализаторов, таких как метанол, этанол, пропанол, бутанол, ацетон, метил этил кетон, метил изобутил кетон.

Плотность

Плотность

Существует несколько определений понятия плотность. С физической точки зрения плотность вещества показывает, какая масса вещества содержится в единице объёма. Однако в танкерной практике используется несколько иные определения этого понятия.

Удельный вес (Specific Gravity) - отношение массы единицы вещества в вакууме при определенной температуре к массе такого же количества воды при той же или другой температуре.
Но в настоящее время вместо понятия «удельный вес», все чаще начинают использовать понятие «Относительная плотность» (Relative Density), хотя разницы между ними нет.
Поскольку удельный вес и относительная плотность определяются отношением величин одной размерности, то ни относительная плотность, ни удельный вес, размерности не имеют.
Относительная плотность и удельный вес обозначаются буквами RD SG соответственно, и содержат после буквенного обозначения ссылки на температуру вещества и воды. Верхняя цифра указывает температуру вещества, а нижняя воды.

Стандартные температурные диапазоны, которые используются на танкерном флоте для определения относительной плотности, следующие:

15/15 15,6/15,6 15/4 20/20 20/4 25/20 50/20 60/60F°

Кроме вышеперечисленных понятий, используются понятия «Истинная плотность», «Коммерческая плотность» или просто «Плотность»(Density), что означает одно и то же - массу единицы объёма вещества, определенную в вакууме при стандартной температуре. Обычно под стандартной температурой подразумевается +20° С, +15° С или 60 °F. Плотность имеет размерность г/л, кг/л, т/м3, кг/дм3 , обозначается буквой D с указанием температуры.

Еще одно понятие довольно широко применяется на танкерном флоте : «Вес литра» (Liter Weight), которое определяет массу одного литра вещества в воздухе при заданной стандартной температуре и обозначается LW(размерность кг/л).

Определение температуры вспышки (Flash Point)

Определение температуры вспышки (Flash Point)

Температурой вспышки (воспламенения) является наименьшая температура, при которой над поверхностью жидкости образуется достаточное количество паров для воспламенения смеси паров с воздухом при наличии открытого источника пламени.

Существует множество приборов для определения температуры вспышки, но все они делятся на 2 типа.

При использовании приборов первого типа, поверхность жидкости постоянно контактирует с атмосферой, в результате чего получают, так называемую, «температуру вспышки в открытом тигле» (open cup – o.c.).

При использовании приборов второго типа, пространство над жидкостью держится закрытым. В результате чего определяют «температуру вспышки в закрытом тигле» ( closed cup – c.c.).
Из-за того, что при определении температуры вспышки в открытом тигле происходит некоторое рассеивание паров жидкости, эта температура будет на несколько градусов (около 6С) выше, чем при определении её в закрытом тигле. Метод по определению температуры вспышки в закрытом тигле наиболее точен и поэтому его использование предпочтительнее.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Пользовательский поиск

Парусные супер-яхты

Научные суда

Морские программы

   

Карта сайта