Накипь из системы охлаждения двигателя периодически удаляют, применяя раствор соляной кислоты. При этом выделяется углекислота, которая разрыхляет накипь и отделяет ее от стенок деталей двигателя, часть накипи переходит
в раствор и удаляется из системы охлаждения последующей промывкой.
Соляная кислота разрушает детали двигателя, поэтому к кислотному раствору добавляют специальную присадку - пассиватор («Антра», КС, Ж-1, и др.), которая, не влияя на удаление накипи, ослабляет действие соляной кислоты на металл, уменьшает выделение вредного для здоровья кислотного тумана и взрывоопасного водорода. Ниже приведены нормы расхода технической соляной кислоты в зависимости от ее удельного веса при приготовлении 100 л раствора.
Удельный вес технической НСl при 15 °С | Количество технической НСl, л | Удельный вес технической НСl при 15°С | Количество технической HCl, л |
1,050 | 46,3 | 1,130 | 17,2 |
1,060 | 38,7 | 1,140 | 15,8 |
1,070 | 32,9 | 1,150 | 14,7 |
1,080 | 28,7 | 1,160 | 13,6 |
1,090 | 25,4 | 1,170 | 12,8 |
1,100 | 22,7 | 1,180 | 12,0 |
1,110 | 20,6 | 1,190 | 11,3 |
1,120 | 18,7 | 1,200 | 10,7 |
Пассиватора берут 0,5-1 кг на 100 л приготовляемого раствора. Например, необходимо приготовить 200 л раствора соляной кислоты для травления накипи. Удельный вес соляной кислоты равен 1,15. Для приготовления 100 л раствора необходимо взять 14,7 л соляной кислоты и, следовательно, 85,3 л воды. Для приготовления 200 л раствора потребуется 14,7-2=29,4 л соляной кислоты, 170,6 л воды и пассиватора 0,5-2=1 кг.
В отмеренном количестве кислоты растворяют присадки, в деревянную бочку заливают отмеренное количество воды и в нее постепенно выливают кислоту. Смесь подогревают до температуры 70-80° С и тщательно перемешивают.
Перед травлением накипи с двигателя снимают детали, которые необходимо предохранить от действия соляной кислоты (пробки с резьбой, краны, контрольно-измерительные приборы, цинковые протекторы и т. п.), и отсоединяют трубопроводы. Отверстия в блоке цилиндров, за исключением самого верхнего, закрывают деревянными пробками и через верхнее отверстие при помощи воронки в систему охлаждения двигателя заливают приготовленный раствор.
При удалении накипи верхнее отверстие оставляют открытым для свободного выхода газов и пара. Если удаление накипи производится в машинном отделении судна, то необходимо обеспечить хорошую очистку воздуха в нем. Продолжительность удаления накипи зависит от толщины слоя и плотности накипи.
Если после заполнения двигателя раствором прошли сутки и выделение газов и пены продолжается, то процесс удаления накипи еще не закончился. В этом случае, выбив самую нижнюю деревянную пробку, раствор из двигателя удаляют и заменяют новым. С момента прекращения выделения газов и пены считается, что процесс удаления накипи окончен.
После этого раствор из двигателя выпускают и систему охлаждения промывают чистой водой до полного удаления соляной кислоты. Наличие соляной кислоты в промывочной воде определяют общепринятым методом с помощью индикатора метилоранжа. Промывание ведут до прекращения окрашивания метилоранжа в красный цвет.
Сроки очистки накипи зависят от жесткости охлаждающей воды и температурного режима двигателя. Очистку следует производить, когда слой накипи достигнет 1 мм.
При охлаждении двигателя пресной водой (замкнутая система) также отлагается накипь, хотя и в меньшем количестве, чем при охлаждении забортной водой.
Для удаления накипи из водяных полостей замкнутой системы охлаждения применяют щелочной раствор, для приготовления которого к 10 л воды добавляют 1 кг кальцинированной соды и 0,5 л керосина. Раствор приготовляют в количестве, необходимом для заполнения всей системы охлаждения. Заполнив раствором всю систему охлаждения, запускают двигатель и дают ему возможность поработать на малых оборотах 10 - 15 мин. Затем двигатель останавливают и раствор оставляют в системе охлаждения на 10 - 12 ч. По истечении этого времени двигатель снова запускают, заставляют его работать на малых оборотах 5 - 10 мин, останавливают и немедленно сливают раствор из системы.
Для промывки системы охлаждения ее заполняют пресной водой, пускают двигатель на 15 - 20 мин, затем останавливают его и сливают воду. После удаления накипи и промывки систему охлаждения заполняют пресной водой с добавлением присадки согласно инструкции по эксплуатации двигателя.
Водяные холодильники промывают таким же раствором, как и полости замкнутой системы охлаждения. После разборки холодильника пакет трубок держат в растворе 10 - 15 мин, а затем, удалив грязь и накипь, промывают в пресной воде. После сборки холодильника проверяют методом опрессовки, не проникает ли забортная вода в замкнутую систему охлаждения