Остаточные деформации в соответствии с настоящей Методикой подразделяются на:
а) бухтины - остаточные прогибы ограниченных участков листов в пределах одной шпации между балками набора без деформации последних;
б) гофрировки - остаточные прогибы листов между несколькими смежными балками набора без деформации последних;
в) вмятины - остаточные прогибы обшивки или настилов совместно с подкрепляющим набором.
В качестве численных характеристик остаточных деформаций применяются для:
а) бухтины: fm - величина максимальной стрелки прогиба; b - наименьший размер бухтины в плане. Измеренный в районе максимума стрелки прогиба;
б) гофрировки: fi - величина максимальной стрелки прогиба рассматриваемой i- той гофры; f/a - отношение указанной выше стрелки прогиба к шпации набора; l i - протяженность каждой i-й гофры вдоль набора; i- число гофр на данном участке;
в) вмятины: ao ,bo - габаритные размеры вмятины ( длина, ширина) в плане; fj- величина максимальной стрелки прогиба каждой j-й балки набора в районе вмятины; l j - длина вмятины вдоль рассматриваемой j-й балки; h - высота балки рассматриваемой j-й балки набора; d - отклонение стенки набора от своей первоначальной плоскости, измеренное на уровне свободного пояска.
Обмеру и фиксированию в документах ( актах, чертежах и т. п. ) не подлежат численные характеристики для:
а) бухтин и гофрировок, у которых максимальная стрелка прогиба не менее 25мм, за исключением мест, указанных впп.4.2.6, 4.2.7;
б) вмятин, у которых максимальная стрелка прогиба балки набора в районе вмятины меньше 20мм.
Измерение максимальных стрелок прогиба бухтины, гофрировок и вмятин производится по отношению к первоначальной недеформированной поверхности обычным измерительным инструментом.
При этом точность измерений должна составлять для стрелки прогиба плюс- минус 3мм.
Для протяженности бухтин и гофрировок плюс - минус 50мм; для габаритов вмятин - 150мм. Результаты измерений остаточных деформаций фиксируются.
Необходимо подвергать тщательному осмотру корпусные конструкции на предмет появления трещин. Наиболее вероятными районами появления трещин могут быть:
а) места повышенной концентрации напряжения:
в районах окончания прерывистых связей ( у концов надстроек, в местах соединения ширстрека с надстройкой, ширстрека с фальшбортом, в палубных углах вырезов и т. д.);
в районах бухтин, гофрировок и вмятин;
б) места, подверженные интенсивной вибрационной или ударной нагрузке:
в обшивке и наборе бортовых перекрытий, подвергающихся воздействиям ледовой нагрузки;
в обшивке и наборе, подвергающихся гидродинамическим воздействиям жидкости;
в конструкциях продольных и поперечных переборок;
в районе кормовой оконечности - вследствие ходовой вибрации;
в носовой оконечности - вследствие днищевого и бортового слеминга;
в) места с интенсивным износом и повышенной остаточной деформацией.
Трещины, визуально обнаруживаемые на корпусных конструкциях, должны быть описаны в акте освидетельствования с указанием длины, степени раскрытия и места расположения