В качестве нормативов допускаемого износа приняты допускаемые остаточные толщины S1 и S3 отдельной связи, допускаемая остаточная толщина однородных связей подгруппы S2, допускаемый момент сопротивления поперечного сечения корпуса.
Допускаемые остаточные толщины и допускаемый момент сопротивления поперечного сечения корпуса устанавливаются по отношению к требуемым Правилами Регистра.
Для корпуса, который построен по Правилам иностранного классификационного общества, допускается определять характеристики по отношению к требуемым данными Правилами.
4.1.2. Нормативы по условиям общего износа относятся к отдельному листу, стенке и пояску балки и к однородным связям подгруппы. Нормативы по условиям местного износа относятся только к участку листа между балками или к отдельным участкам стенки и пояска балки.
4.1.3. Нормативы общего износа:
а) для отдельного листа, стенки и пояска балки набора:
средняя остаточная толщина
S 1 ³ a1 S0 , (4.1.3-1)
где a1 - коэффициент по табл.1;
S0 - строительная толщина связи, требуемая Правилами;
б) для подгруппы однородных связей:
..........................m S So bi 1
S2 ³ a2 = ---------------- (4.1.3-2)
..........................m S bi 1
где bi - ширина ( высота) рассматриваемой связи;
m - число связей;
a2 - коэффициент, указанный в п. 4.1.4.
4.1.4. Коэффициент a2 нормируется только для средней части судов длиной 80м и более.
Для судов менее 80м a2 не нормируется.
Величина этого коэффициента принимается:
а) у сухогрузных судов для настила расчетной палубы между бортом и линией люковых вырезов, ширстрека, обшивки днища со скуловым листом:
a2 = 0,75 при L = 80м;
a2 = 0,80 при L = 130м;
a2 = 0,85 при L = 180м.
Для промежуточных длин a2 определяется линейной интерполяцией;
для настила второй палубы с тремя и более палубами; для настила второго дна, обшивки борта от скулы до ширстрека, листов поперечных переборок a2 = 0,70;
б) у нефтеналивных судов:
для настила расчетной палубы, ширстрека, верхних и нижних поясов продольных переборок, обшивки днища со скуловым листом:
a2 = 0,66 при L = 80м;
a2 = 0,72 при L = 140м;
a2 = 0,84 при L ³ 200м.
Для промежуточных длин значения коэффициента a2 определяется линейной интерполяцией;
для обшивки борта от скулы до ширстрека, листов поперечных и продольных переборок a2 = 0,70;
в) при применении специальных норм допускаемого износа согласно п.1.11 величины a2 принимаются в соответствии с этими нормами.
4.1.5. Нормативы местного износа:
а) по толщине:
S 3 ³ a3 S0 , (4.1.5-1)
б) по поверхности, охваченной коррозионными поражениями:
F < b F0 ( 4.1.5-2)
где a3 и b - коэффициенты по табл.1;
F0 - площадь поверхности рассматриваемой связи( участка листа, ограниченного продольными и поперечными связями, стенки, пояска набора);
F - площадь поверхности, пораженная местной коррозией.
4.1.6. Для судов, работающих в ледовых условиях, допускаемые остаточные толщины связей корпуса ( обшивки и набора ), расположенных в районе ледовых усилений, назначенные по требованиям Правил Регистра увеличиваются по сравнению с приведенными в табл.1 на 20%. Для районов днища в носовой оконечности, усиленных в соответствии требованиями Правил Регистра, допускаемые остаточные толщины по обшивке и набору должны быть увеличены на 20%.
4.1.7. Независимо от удовлетворения требованиям табл. 1 средние остаточные толщины должны быть не менее 0.60, а наименьшие остаточные в язвинах 0,50 минимальных строительных толщин, требуемых Правилами Регистра.
4.1.8. Балки набора, износы стенок и пояска которых равны или более допускаемых. Должны быть проверены по моменту сопротивления и удовлетворять условию
W1 ³ 0,75 W0 ( 4.1.8-1)
где W1 - момент сопротивления изношенного профиля балки в расчетном сечении ( в пролете, на опоре)
W0 - момент сопротивления сечения балки, требуемый Правилами Регистра.
4.1.9. Если у судов длиной 80м и более общий износ однородных связей в средней части длины судна равен или превышает допускаемый согласно 4.14. то необходима проверка прочности корпуса по моменту сопротивления. В этом случае по средним остаточным толщинам листов, стенок и поясков набора для расчетного сечения определяются фактически остаточные моменты сопротивления палубы и днища ( W d w и W b w ) .
Определенная таким образом величина момента сопротивления палубы и днища должна быть не менее допускаемой.
4.1.10. Допускаемая величина момента сопротивления определяется по формуле
W ³ kW d(b), (4.1.10-1)
где W - допускаемая величина момента сопротивления;
k - коэффициент уменьшения;
W d(b) - момент сопротивления палубы или днища для данного судна, требуемый соответствующими разделами Правил Регистра для нового судна.
4.1.11. Величина коэффициента k принимается равной:
а) 0,78 - для сухогрузных однопалубных судов длиной 80м при отношении длины к высоте борта L/D=12 и относительной ширине палубного настила на один борт В’/B = 0,25;
б) 0,90 - для сухогрузных судов длиной 200м и более независимо от числа палуб и значений L/D и B’/B;
в) для сухогрузных и подобных им судов в диапазоне длин 80-200м с двумя и тремя палубами и отношениями L/D = 12, В’/B = 0,25 значения k определяются по формуле
..................1 - c1
k = 1 - ------- ( 4.11.1-1)
.................c2 c3 c4
где c1- коэффициент, определяемый в зависимости от длины судна линейной интерполяцией между величинами
c1 = 0,78 при L = 80m;
c1 = 0,90 при L ³ 200m;
4.2. Допускаемые остаточные деформации
4.2.1. Допускается оставлять до следующего очередного освидетельствования бухтины, численные характеристики которых, указанные в п. 3.2.а, не превышают значений, приведенных в табл.2.
4.2.2. Допускается оставлять до следующего очередного освидетельствования гофры, численные характеристики которых, указанные в п. 3.2б, не превышают величину.
f/a £ 1/15
4.2.3. Указанные в пп. 4.2.1 и 4.2.2 нормативы на бухтины и гофры распространяются на:
а) нижние палубы и платформы по всей длине судна;
Таблица 2
b/a | 0,75 и менее | 0.80 | 0.85 | 0.90 | 0.95 | 1.0 |
(f/b) | 0.052 | 0.058 | 0.064 | 0.070 | 0.076 | 0.082 |
а- шпация балок набора в районе бухтины.
Таблица 3
Допускаемые отношения f / l для вмятин
2 | 2,5 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 | 12 | 15 | 20 | 25 |
0,014 | 0,019 | 0,024 | 0,033 | 0,004 | 0,046 | 0,006 | 0,069 | 0,076 | 0,083 | 0,092 | 0,099 |
Таблица 4
h,mm | d/h |
Менее 200 | 0,05 |
В диапазоне 200 - 300 | 0,04 |
Больше 300 | 0,03 |
d - отклонение от первоначальной плоскости, измеренное на верхней кромке балки набора, мм.
б) настил второго дна по всей его протяженности, за исключением, указанных в п. 4.2.5;
в) наружную обшивку по всей длине судна, кроме случаев, указанных в пп. 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6;
г) настил расчетной палубы по всей длине, кроме случаев, указанных в пп. 4.2.4, 4.2. 5.
4.2.4. На расчетной палубе и днище в средней части длины судна с поперечной системой набора численные характеристики бухтин и гофрировок не должны превышать величину
f/a £ 1/20
4.2.5. Бухтины и гофрировки, расположенные в средней части длины судна с поперечной системой набора, характеристики которых удовлетворяют нормативам пп. 4.2.1, 4.2.2,4.2.4,ограничиваются по протяженности вдоль набора в данном поперечном сечении для:
а) настила расчетной палубы - 0,4 ширины палубы в районе люковых вырезов;
б) обшивки днища - 0,4 а для настила второго дна - 0,75 ширины судна;
в) обшивки борта - 0,75 высоты борта, исключая ширстрек.
4.2.6.У судов длиной 80м и более гофры и бухтины в ширстречном поясе с максимальной стрелкой прогиба более 20мм в средней части длины судна не допускаются.
4.2.7. Гофрировки настила расчетной палубы и днищевой обшивки со стрелкой прогиба свыше 20мм в районе окончания прерывистых связей ( надстроек, рубок, продольных комингсов, продольных переборок и т. д.) в пределах средней части длины судна должны устраняться независимо от вида освидетельствования или ремонта.
4.2.8. Вмятины в расчетной палубе и днище в средней части длины судна, как правило, подлежат устранению. Могут быть оставлены в этом районе только единичные вмятины плавного характера, наибольший размер которых в плане не превышает пять шпаций, а отношение максимальной стрелки прогиба любой из балок к наименьшему размеру вмятины f i / а не превышает 1/20.
4.2.9. Вмятины, расположенные вне пределов средней части длины судна, а также вне пределов средней части длины судна, а также вмятины в бортах на участке средней части длины судна, не имеющие потери устойчивости набора и повреждений в сварных, заклепочных соединениях, могут не ремонтироваться, если они не превышают нормативов, указанных в п.4.2.10.
4.2.10. Подлежат обязательному ремонту балки набора в районе вмятины, у которых отношение f/l какой - либо балки набора превышает допускаемое по табл.3.
4.2.11. Отклонение набора от своей первоначальной плоскости не должно превышать величину d/h, указанную в табл.4.
Если отношение d/h превышает приведенные в табл.4 значения, но меньше 0,14, то допускается подкрепить набор посредством установки в районе максимального отклонения разрезного стрингера или полосы- струны, привариваемой к свободным пояскам балок.