sudno_sveafjord.jpg

Cудно типа FPSOFPSO - это плавучая система добычи, хранения и выгрузки нефтепродуктов. Она является одной из ряда различных типов плавучих систем, используемых сегодня в нефтяной и газовой промышленности.

Внешне она напоминает судно, но спроектирована абсолютно иначе и перевозит не только всю необходимую продукцию и технологическое оборудование, обычно относящееся к платформе нелетучих масел и газопромысловой платформе, но и резервуары для сырой нефти, добываемой из скважин на морском дне.

Она надолго пришвартовывается в отведенном ей месте и соединяется со скважинами гибкой водоотделяющей колонной.

 

Какие есть типы FPSO?

Как предполагает название, плавучие системы не привязаны постоянно к морскому дну, а спроектированы для швартовки, чтобы оставаться на станции длительные периоды времени. Существует много различных вариантов таких систем, терминология и акронимы также разнятся, даже для самого слова «система»!

 

Наиболее часто используемые аббревиатуры:

FSO - плавучая система для хранения и выгрузки нефтепродуктов, как правило, это судно или плавучая баржа, имеющая корпус, содержащий цистерны для хранения добытой нефти, и средство для выкачивания нефти из резервуаров. Эти установки не имеют никакого производственного и технологического оборудования.

FPSO - плавучая система нефтедобычи, хранения и выгрузки, которая, кроме возможности хранить и разгружать нефть, включает также оборудование для получения сырой нефти из добывающих скважин и обработки ее для экспорта, разделяя воду и газ.

FPS - плавучая система нефтедобычи: это общий термин для описания любого плавучего устройства, предназначенного для получения сырой нефти из добывающих скважин и ее обработки. Эта система может не иметь оборудования для хранения, в этом случае нефть будет передаваться с помощью трубопровода на берег или на ближайшую FSO.

FSU - плавучее хранилище; плавучее устройство, предназначенное исключительно для хранения нефти. Экспорт может осуществляться с помощью трубопровода на береговое устройство, в отличие от выгрузки на танкеры снабжения. Иногда данная аббревиатура используется как синоним к FSO.

FDPSO - новый тип судна, появившийся в 2009г, оснащенный буровой установкой. Причем, буровой модуль может быть снят и использован в другом месте. В настоящее время существует одно такое судно принадлежащее компании PROSAFE: “FDSPO Azurite” (см картинку ниже).
Плавучие системы нефтедобычи, имеющие производственное оборудование, но, как правило, не имеющие хранилищ, имеют множество разновидностей. Размером они бывают от небольших, переделанных из барж, с установленным на них сепарационным оборудованием для мелкомасштабного производства до 25 000 баррелей нефти ежедневно, до огромных специализированных судов с возможностью обработки более 200 000 баррелей в день. Некоторые могут быть переоборудованными буровыми установками, а также полупогружными или регулировочными платформами.

FPSO, которые объединяют в себе системы добычи, хранения и выгрузки нефтепродуктов, как правило, имеют форму судна и могут быть построенными с нуля или переоборудованными из существующего корпуса, неся в себе ключевые изменения для повышения прочностного и усталостного сопротивления на отдельных участках.
Каждый проект имеет свои преимущества, зависящие от глубины залегания нефти, местных условий окружающей среды и экономических факторов.

 

Сколько существует FPSO?

На сегодняшний день на континентальном шельфе работают примерно 70 FPSO. Некоторые компании, оперирующие FPSO: Chevron, Eni Saipem, SBM Offshore, Bumi Armada Berhad, Bluewater Group, Prosafe и др.

 

Для чего используются FPSO?

По всему миру нефть и газ находят и перерабатывают на все больших глубинах. В этих местах глубина, океанские течения и жесткие погодные условия могут повлиять на выбор типа производственной установки. Стационарное оборудование может не подходить технически на отдельных проблемных участках, в таких случаях плавающее устройство будет лучшим решением.

FPSO являются также экономически эффективным решением для разработки небольших, вспомогательных или незначительных месторождений в мелких водах, так как они могут быть сняты, когда бассейн исчерпан, и использованы повторно. Преимущества «утилизации» таких устройств заключаются в том, что это не только экономически оправдано, но и экологически безвредно.

 

Как FPSO сохраняет свое местоположение?

В морской отрасли были разработаны высоко усовершенствованная швартовка и позиционные системы, которые позволяют судам работать безопасно и надежно.

На континентальном шельфе Великобритании, и в других местах, где погодные условия могут быть крайне жесткими, большинство судов имеет центральное швартовное устройство, расположенное внутри корпуса в «башенке», которое позволяет им свободно перемещаться вокруг точки швартовки в соответствии с изменениями погоды.
Это устройство известно как «погодный флюгер» и позволяет носу корабля всегда соответствовать преобладающему направлению ветра и течений, сокращая негативное воздействие природных сил. Зачастую также используются подруливающие устройства для удержания позиции и регулирования направления судна.

В странах с более благоприятной погодой такое оборудование не востребовано, и суда удерживаются на позиции совокупностью швартовых и якорей, что называется системой расширенной швартовки.

 

Как FPSO добывает нефть и газ?

Судно FPSO добывает нефтьУглеводороды, обрабатываемые на FPSO и FPS, выводятся через колодцы, расположенные на морском дне.

Необработанные жидкости перемещают на поверхность через погруженное в воду оборудование на морском дне, включающее клапаны скважины («Рождественская ель») и трубопровод, соединяющий несколько скважин в одну линию, которая затем соединяется с судном.

Эти трубопроводы должны проходить с морского дна до плавучего устройства на поверхности, и они называются «райзеры».

Они должны быть гибкими, чтобы приспосабливаться к движению судна сверху, и иметь хорошую усталостную прочность.

 

 

Какие существуют меры предосторожности на борту FPSO?/span>

Безопасность на борту любого эксплутационного объекта имеет огромное значение. Строжайшие меры безопасности должны неукоснительно выполняться.

В Великобритании все фирмы-производители должны предоставлять Положение по Безопасности Директору по здоровью и безопасности, которое:

показывает, что в компании действует система обеспечения безопасности,

определены и сведены к минимуму угрозы безопасности,

действует управленческий контроль,

есть убежище для персонала в случае аварии,

а также предусмотрена эвакуация и спасение.

Элементы, необходимые для поддержания безопасности работы на FPSO описаны ниже:

Корпус должен быть спроектирован как минимум на ожидаемый срок разработки месторождения - как правило, от 15 до 25 лет - и сконструирован согласно стандартам, которые позволят ему находиться в море все это время без доступа к сухому доку. Особенно важно то, как судно может пережить возможное столкновение в море.
Используются обычные морские критерии, чтобы удостовериться, что судно будет способно оставаться на плаву с любыми двумя затопленными отсеками корпуса.

Цистерны для хранения сырой нефти, неотъемлемая часть корпуса FPSO, покрыты инертным газом для обеспечения безопасности окружающей среды при загрузке и выгрузке нефти.
Нефтяная и газовая обработка контролируется и управляется на расстоянии. Встроены завершающие системы, чтобы блокировать истечение и сдерживать углеводороды под давлением при аварии, они позволяют сбросить давление через факельную стойку.

Защита от огня и взрыва обеспечена в виде защитных покрытий и искусственного потока воздуха или заслонов. Затапливающие системы установлены в открытых зонах, а разбрызгивающие системы в закрытых. Жилой блок вентилируется механически и герметизируется, забирая свежий воздух из безопасного участка, отдаленного от технологического оборудования, и таким образом является убежищем для персонала.

В первую очередь аварийная эвакуация осуществляется с помощью вертолета с вертолетной площадки, расположенной прямо над жилым блоком, или с помощью служебного судна. В других случаях используют спасательные шлюпки, плоты и резервное энергоснабжение судна, разрабатывающего месторождение.
Персонал обучен реагировать на различные аварийные сценарии согласно отработанным системам, включая завершение работ, понижение давления и окончательную эвакуацию. Весь персонал снабжен личными средствами защиты, такими как спасательная экипировка и спасательные жилеты.

 

Как нефть доставляется на берег?

ВВеликобритании сырая нефть обычно доставляется на берег с помощью специального отводящего канала или «снабжающих» танкеров, специально спроектированных с учетом погодных условий, встречающихся в море Великобритании.

К примеру, большинство танкеров снабжения в настоящее время оборудованы носовой системой налива, обычно с гидравлическим приводом. Носовой налив впервые был представлен в 1975 году, и через несколько лет показал себя очень надежным. Метод хорошо подходит для суровых условий, зачастую возникающим в водах Великобритании.

Другие особенности включают аварийное прекращение работы оборудования и динамическое позиционирование, чтобы удерживать танкер в фиксированном положении на безопасном расстоянии от FPSO или хранилищ во время погрузки.

Груз перемещается гибким шлангом или шлангами, которые соединяют установку с танкером. Процесс погрузки с кормы FPSO на нос танкера снабжения известен как «последовательная погрузка».

 

Какой экипаж обычно работает на FPSO:

На FSPO, как правило, работает от 40 до 70 человек, в зависимости от занимаемой должности период нахождения на судне составляет от 28 до 90 дней. Большинство позиций соответствуют должностям на торговом судне, но называются иначе.

Ниже приведена судовая роль для FPSO:

2 Offshore Installation managers

2 Maintenance Engineers

2 Maintenance Superintendents

2 Mooring Master

2 Cargo Superintendents

2 Production Superintendents

2 Safety officers

4 Cargo Supervisors

2 Mechanical Supervisors

2 Engine room Supervisors

4 Production Supervisor

2 E/I Supervisors

6 Control Room technicians

4 Mechanical technicians

2 DCS technicians

4 E/I technicians

3 Material Coordinator

4 Cargo Operators

10 Production Technicians

4 Engine Room Technicians

2 Electrical technicians

2 Maintenance fitters

2 Medic

 

Некоторые интересные факты об FPSO:

Cудно FPSOСтоимость FPSO может достигать 800 млн. долларов США и более.

В последнее время многие суда подобного типа оснащаются системой динамического позиционирования, которое позволяет судну удерживаться на месте без использования якорей и других устройств.

FPSO бывают не только обычной «судовой» формы, но и круглой или даже треугольной.

Самым большим FPSO в мире является FPSO Girassol с dwt 343000.

На шельфе Великобритании работают 15 судов FPSO и FPS.

Первым FPSO было судно “Shell Castellon”, построенное в Испании в 1977.

Hyundai Heavy Industries Co. в апреле 2009 года построило специальный сухой док для постройки FPSO. Он является самым большим в мире (длина 490 метров).

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта