Трамповое судоходство, а вместе с ним и институт фрахтования суден, зародилось еще во времена раннего средневековья в средиземноморском бассейне. В те времена договоры фрахтования заключались в виде так называемых чартер-партий (лат. charta partita - бумага, разделенная на части).
Шкипер (перевозчик) и купец (грузоотправитель) составляли чартер-партию на одном листе бумаги, который потом разрывали на две части, по одной для каждой из сторон договора.
В случае необходимости идентичность чартер-партии проверялась путем сопоставления краев разорванного документа. Таким образом, чартер-партия (чартер, договор фрахтования) является одним из старейших видов договоров не только в торговом мореплавании, но также и во всей транспортной сфере.
Сегодня термин «фрахтование» в морском праве означает соглашение о найме судна (его части) или для осуществления определенного рейса (рейсов), или на определенный период времени. Соответственно, исследователи выделяют два основных вида фрахтования: рейсовый чартер и тайм-чартер. Если при заключении договора рейсового чартера судно фрахтуется на один или несколько рейсов, то при заключении тайм-чартера судно фрахтуется на определенное время независимо от количества рейсов, которые будут осуществлены в данное время.
Законодательное регулирование фрахтования в Украине
Следует обратить внимание, что в Кодексе торгового мореплавания Украины рейсовый чартер и тайм-чартер регулируются различными нормами. Более того рейсовый чартер регулируется теми нормами, которые регулируют договоры морской перевозки, а не договоры фрахтования.
Исходя из этого, можно говорить о том, что законодатель считает рейсовый чартер одним из видов договоров морской перевозки, а не фрахтования. Действительно, у договора морской перевозки и договора рейсового чартера (особенно, если для перевозки груза нанимается не все судно, а его часть) есть много общего.
Фактически и в том, и в другом случае целью заключения договора является доставка груза в определенный порт. Но в тоже время, по нашему мнению, юридически рейсовый чартер все же является видом фрахтования, а не морской перевозки.
В подтверждение данной позиции говорит тот факт, что предметом договора рейсового чартера (также как и тайм-чартера) является не перевозка груза, а наем судна или его части. Поэтому считаем более целесообразным объединение норм, которые регулируют рейсовый чартер и тайм-чартер, в одной главе Кодекса торгового мореплавания Украины.
1) Тайм-чартер.
В соответствии со ст. 203 Кодекса торгового мореплавания Украины по договору чартера (фрахтования) судна на определенное время судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить судно фрахтователю для перевозки пассажиров, грузов и для других целей торгового мореплавания на определенное время. То есть, глава 1 раздела 6 Кодекса Торгового мореплавания Украины регулирует тайм-чартер.
Договор фрахтования (чартера) на определенное время заключается в письменной форме. Обязательными реквизитами тайм-чартера (его существенными условиями) в соответствии со ст. 205 Кодекса торгового мореплавания Украины являются:
название судна, его технические и эксплуатационные характеристики (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и т.д.);
район плавания;
цель фрахтования;
срок действия договора;
место приема и сдачи судна.
Судовладелец обязан передать судно фрахтователю в мореходном состоянии. Мореходным состоянием судна считается состояние пригодное для его использования с целью, предусмотренной договором фрахтования судна на определенное время.
Также судовладелец обязан поддерживать судно в мореходном состоянии на протяжении всего срока действия договора фрахтования на определенное время, оплачивать страховку и, в случае если по условиям договора судно должно быть укомплектовано экипажем, содержание экипажа.
Экипаж подчиняется распоряжениям фрахтователя относительно эксплуатации судна, за исключением распоряжений относительно управления судном, внутреннего распорядка на судне и состава экипажа. Фрахтователь обязан осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора фрахтования на определенное время.
Фрахтователь может в пределах прав, предоставляемых ему по договору чартера (фрахтования) судна на определенное время, заключить от своего имени самостоятельный договор чартера (фрахтования) судна с третьим лицом, то есть передавать судно в субаренду.
2) Рейсовый чартер.
Рейсовый чартер регулируется главой 2 раздела 5 Кодекса торгового мореплавания Украины, которая регулирует отношения морской перевозки. В соответствии со ст. 133 Кодекса торгового мореплавания Украины по договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).
Фрахтователем и фрахтовщиком признаются лица, заключившие между собой договор фрахтования судна (чартер). В соответствии со ст. 134 Кодекса торгового мореплавания Украины документом, подтверждающим наличие и содержание договора морской перевозки груза, является, в частности, рейсовый чартер, который подписывается в случае, если договор предусматривает условие предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений на судне.
Рейсовый чартер заключается в письменной форме. Согласно ст. 136 Кодекса торгового мореплавания Украины обязательными реквизитами рейсового чартера (его существенными условиями) являются:
наименование судна и груза;
порт отправления;
порт назначения (или места направления судна).
Фрахтовщик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние. Под мореходным состоянием в рейсовых чартерах понимается техническая готовность судна к плаванию, снаряжение судна надлежащим образом, обеспечение его всем необходимым, укомплектование экипажем.
Кроме этого фрахтовщик обязан привести трюмы и иные помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, которое обеспечивает должный прием, перевозку и сохранность груза (ст. 143 Кодекса торгового мореплавания Украины).
Виды фрахтования
Как было упомянуто выше, основными видами фрахтования являются рейсовый чартер и тайм-чартер.
Рейсовый чартер - фрахтование судна на один или несколько рейсов.
Тайм-чартер - фрахтование судна на определенное время.
В свою очередь основные виды фрахтования делятся на несколько подвидов.
Рейсовый чартер имеет такие подвиды: фрахтование судна на один рейс, фрахтование судна на несколько рейсов, фрахтование судна на круговой рейс и фрахтование судна по контракту. В свою очередь в тайм-чартере выделяют собственно тайм-чартер, бербоут-чартер и димайз-чартер.
Виды договоров фрахтования
Рейсовый чартер
Фрахтование на один рейс
Фрахтование на несколько последовательных рейсов
Фрахтование на круговой рейс
Фрахтование по контракту
Тайм-чартер
Тайм-чартер
Бербоут-чартер
Димайз-чартер
Следует отметить, что на сегодняшний день существует масса видов смешанных договоров фрахтования, в частности наиболее распространенные из них – это дейли-чартер, слот-чартер и договор на управление судном.
Рейсовый чартер:
Фрахтование судна на один рейс. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения.
Фрахтование судна на круговой рейс. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения и в обратном направлении.
Фрахтование судна на несколько последовательных рейсов. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения. Судно после окончания одного рейса должно немедленно вернуться в порт отправления для совершения следующего рейса в том же направлении. Составляется один чартер, в котором указывается количество рейсов.
Фрахтование судна по контракту. Фрахтовщик обязуется за определенный период времени перевезти определенное количество груза в определенном направлении. Перевозка выполняется разными судами, наименование которых в контракте не указывается. На каждый рейс судна составляется отдельный чартер либо выписывается коносамент, в котором делается ссылка на контракт.
Тайм-чартер:
Собственно тайм-чартер. Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно в наем (аренду) на определенное время вместе с командой, члены которой являются сотрудниками фрахтовщика.
Бербоут-чартер. Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно в наем (аренду) на определенное время без команды.
Димайз-чартер. Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно в наем (аренду) на определенное время вместе с командой, члены которой становятся сотрудниками фрахтователя.
Кодекс торгового мореплавания Украины выделяет два вида тайм-чартера: фрахтование судна с экипажем и фрахтование судна без экипажа.
Смешанные договора фрахтования:
Дейли-чартер. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения. В отличие от рейсового чартера плата за перевозку устанавливается за тонну дедвейта судна за каждый день его нахождения в рейсе.
Слот-чартер. Договор между несколькими фрахтователями судна, по которому между его участниками распределяется вместимость судна в соответствии с установленными квотами загрузки (слотами).
Договор на управление судном. Судовладелец передает право на коммерческую эксплуатацию судна специальному менеджеру, который осуществляет все расходы на управление судном от его имени и на его риск, а судовладелец компенсирует менеджеру расходы и выплачивает вознаграждение.
Вышерассмотренные несоответствия между теорией торгового мореплавания и действующим законодательством Украины влекут за собой ряд проблем на практике при заключении и исполнении договоров фрахтования. Неопределенность юридической природы данного вида договоров порождает множество споров между их сторонами.
В частности такие споры связаны с определением прав и обязанностей сторон, а также ответственности за ненадлежащее выполнение договора. Во избежание риска неправильного толкования положений договора фрахтования во время его исполнения, рекомендуем детально регламентировать условия фрахтования в самом договоре.