suhogruz_herbert_c_jackson.jpg

Взятка крюинговым агенствам
В 2014 году Одессу вернулись 10 моряков во главе с капитаном Василием Парием. Полмесяца они отработали на судне «Vitoria7», принадлежащем греческой компании «Maritime Мanagement Synergy» («MMS»).

Условия работы на рейде в африканском порту Котону (Республика Бенин) оказались настолько тяжелы, что они попросту вернулись обратно. Многие считают, что им повезло…В своем интервью, по прибытию данном капитаном в Федерации морских профессиональных союзов Украины (ФМПСУ), он поведал о мытарствах, перенесенных командой.

В заключение он с горечью сказал, что нужно оградить украинский рынок от проникновения на него «черных» судовладельцев. Тем самым «мастер» невольно предъявил счета ко всей системе посреднического трудоустройства граждан Украины за границей, или, как ее называют в обиходе, «крюингу».

В целом эта система давно урегулирована более чем 20 законами Украины и сами компании заинтересованы придерживаться всех предписаний. Так, по данным Министерства труда и социальной политики Украины, к 1 января 2008 года в Одесской области на учете стояло 217 посреднических предприятий и они постоянно подвергаются систематическим проверкам.
Так, в 2007 году по результатам 59 плановых и внеплановых проверок того, как посредники соблюдают лицензионные условия, лицензий были лишены по названным «теневым причинам» только 4 предприятия. Остальные 213 работают честно.

Но встречаются и такие ситуации, когда на деятельность посредника приходится обращать внимание правоохранительным органам. Резонанс в этой ситуации создало обращение капитана в МИД и в ФМПСУ, а также целый ряд СМИ. Тем не менее, выяснить предстоит многое.
Прежде всего, вызвало недоумение существование некой загадочной структуры «ФоксМарин» («FoxMarine»). Загадка в том, как она действует, если она не значится в списке посреднических предприятий, обладающих лицензиями на вид данной хозяйственной деятельности.
Министерство труда и социальной политики подтвердило, что данной структуры нет вообще ни в одной из официальных государственных систем учета. Но, тем не менее, со слов вернувшихся членов экипажа, они выходили в море при ее содействии. Василий Парий даже предъявил листок, на котором были напечатаны телефоны греческой компании «MMS» в Афинах, нанявшей моряков на т/х «Vitoria7», стоящее в 17 милях от берегов Бенина.
Там же были и телефоны «ФоксМарина». Оказалось, что ее офис находится в Одессе. Когда работники СМИ стали туда звонить, там перестали представляться: «ФоксМарин», - и стали говорить: «Компания «Эс Ай Марин» слушает!». А как же «ФоксМарин»? Тот же милый голос сообщил, что таковой компании нет и затем последовал отказ давать пояснения, куда она подевалась.

По данным Министерства труда и соцполитики, посредническое предприятие ООО «Эс Ай Марин» реально существует, а сам «мастер» также подтвердил, что в удостоверениях личности моряков, отправлявшихся с ним на судно, стояла печать именно этого посреднического предприятия.
Само оно предоставило подлинник лицензии на вид деятельности и даже дало согласие на снятие с нее ксерокопии. Однако, благодаря бдительности и профессионализму органов контроля, в которые входят сотрудники СБУ и правоохранительные органы Одесской области, а также Комиссии по проведению проверок по соблюдению хозяйствующими субъектами лицензионных условий по посредничеству в трудоустройстве за границей облгосадминистрации выяснилось, что под этим формальным прикрытием и начинается «серая» схема работы.
Оказалось, что решением Комиссии Минтруда и соцполитики Украины по вопросам лицензирования посредничества и выдаче иностранцам разрешений на трудоустройство в Украине (приказ от 1 октября 2007 года № 526) лицензия у ООО «Эс Ай Марин» аннулирована.

Как же работало это посредническое предприятие? Оказалось, оно воспользовалась возможностью обращаться в спорных ситуациях в экспертно-апелляционный совет при Госкомпредпринимательства, где могут дать отсрочку на полгода для устранения нарушений. Однако за все время от нее не было ни одного уведомления, что предприняты хоть какие-то попытки исправить замечания, что только подтверждает, что такая мера пресечения деятельности, как аннулирование лицензии, была предпринята справедливо.
Неясно только, собирается ли вообще данное ООО устранять нарушения, если на право легально владеть лицензией остается всего полтора месяца?

Между тем уже хорошо просматривается схема его работы. Вначале посредническое предприятие предоставляет необходимый пакет стартовых документов и законно получает лицензию, но затем начинает заключать договоры о сотрудничестве с зарубежными компаниями и делает это с нарушениями требований закона.

Естественно, скрывая это от органов контроля. В частности, проверяющие, проводя плановую проверку, выяснили, что ООО «Эс Ай Марин» негласно работает с партнерами из Латвии, Либерии, Кипра и с Маршалловых островов. Тогда и вступила в силу статья 21 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».
В соответствии с ней каждый посредник обязан поставлять полную и достоверную информацию о своем новом партнере, если таковой появится. ООО «Эс Ай Марин» не сообщило о появившихся каналах сотрудничества.
Поэтому его деятельность и определена как незаконная. Понятно, что сведения о каждом найденном за рубежом партнере нужно сообщать в государственные органы контроля для того, чтобы они могли удостовериться, легально ли в своей стране работает судоходная компания.

Ведь украинский посредник, работающий по «теневой» схеме, заключает с иностранным судовладельцем внешнеэкономический договор. И этим ограничивается. Может ли он выглядеть гарантом достаточной степени защищенности моряка? Для несведущего человека – вполне! Но, фактически, наличия одного этого документа мало, чтобы сотрудничество сторон считалось легальным.

Для полноты гарантии важно, чтобы иностранный компаньон имел регистрационные документы, которые должны быть предъявлены государственным контролирующим органам Украины. Через МИД иностранной державы в Украину должен прибыть Устав судовладельческой компании, из которого можно узнать, что это самостоятельная компания, а не брокер и не посредник.
Одновременно должно прийти официальное подтверждение, сделанное на основании законодательства иностранной державы, что потенциальная компания-партнер легально существует, платит налоги, действительно располагает судами и способна устраивать на эти суда граждан. Причем должно быть и подтверждение тому, что этот работодатель имеет право трудоустраивать на свои суда иностранных моряков.

Регистрационных документов, подтверждающих легальность их иностранных партнеров, у ООО «Эс Ай Марин» не было. Поэтому она и была лишена лицензии. Никто, впрочем, не видел и ее внешнеэкономического договора. Неизвестно также, какие гарантии дал посредник своему иностранному клиенту и где их заверил…

Запрос в Афины показал, что компания «ММS» действительно существует. Но это не снимает повода для подозрений. Например, почему-то у нее нет сайта с опубликованными представительскими данными о себе, а в список судов, которыми она обладает, почему-то не внесены два судна, на которые при посредничестве ООО «Эс Ай Марин» направлялись другие украинские экипажи. Правда, пресловутая «Vitoria7» значится. Это танкер в возрасте 25 лет, носящий, как и все остальные суда компании «MMS» флаг Панамы.

Ситуация такова: не имея регистрационных документов, посредник, ступивший на скользкую дорожку, входит в содружество с «подручной структурой», - например, такой, как «ФоксМарин».
Она, вероятнее всего, имеет с иностранным партнером внешнеэкономический договор. Оказывается, его можно заключить, лично съездив в страну, где находится компания-работодатель, там встретиться с судовладельцем и подписать договор за чашкой кофе. Но регистрационных документов, которые получить можно только официальным путем, у «подручной структуры» нет.
Зато она получает от судовладельца заявки о вакансиях на его судах и знает, сколько и каких морских специалистов для него нужно найти. И находит, как это произошло с командой Василия Пария.
По всей видимости, в «ФоксМарине» доверчивым морякам и были оформлены проездные документы на судно в Бенин, но заверены настоящей печатью, принадлежащей (пока еще лицензиату) ООО «Эс Ай Марин».

Можно ли предположить, что «ФоксМарин» - филиал или подразделение ООО «Эс Ай Марин»? Только, если не знать правовых стандартов! Они же сводятся к тому, что филиал должен иметь самостоятельный дубликат лицензии, полученной так же, как и основная – в Минтруда и соцполитики. У него должно быть такое же название, как и у ведущей компании, от которой он образован и которую представляет. В дубликате должен быть указан его адрес, а сам филиал должен быть зарегистрирован в статуправлении по месту нахождения офиса. И, наконец, должен предоставить договор об аренде помещения, где он находится. Надо ли уточнять, что в истории с отправкой команды в Бенин ни один из этих обязательных критериев не был соблюден?

В случае «сбоя» в этой схеме - жалобы моряка в контрольные органы на то, что ему не выплачена зарплата либо в случае других «нештатных ситуаций» - претензии предъявить оказывается некому. Потому что никто не видел гарантии, что иностранный работодатель имеет право набирать рабочую силу из других стран по законодательству своей страны.
Значит, нахождение моряков на иностранном судне является нелегальным. А начнешь доказывать - так одна сторона будет прикрываться тем, что не осуществляет посредническую деятельность, потому что не имеет лицензии, а другая - разведет руками, сказав, что не имеет партнерских отношений с этим иностранным работодателем, не заключала с ним внешнеэкономический договор и не помогала морякам в трудоустройстве (такой может выглядеть ООО «Эс Ай Марин»).
Разобраться будет сложно, а наказание – лишь забрать у лицензиата лицензию. Зато морякам помочь по существу проблемы будет невозможно. Поэтому даже безотносительно к тому, получит команда Василия Пария плату за дни, проведенные на старом танкере - большая удача, что они вернулись. Могли бы застрять и в какой-нибудь тюрьме, где их не нашло бы ни одно консульство.

 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Пользовательский поиск

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта