Внесение Украины в «белый список» требует особой ответственности, высокого профессионализма, четкости и слаженности в работе без права на ошибку всех структурных подразделений,занятых в сфере дипломирования моряков.
Но знают ли более 40,000 украинских моряков, какие структуры и, главное, каким образом осуществляют деятельность в этой сфере?
Проработав вот уже более года в Измаильском морском тренажерном центре, я лично общался с сотнями моряков всех специальностей и, будучи действующим старшим механиком, могу с уверенностью выдать заключение, что абсолютное большинство тружеников моря (как моряков транспортного, так и рыбопромыслового флота) практически совершенно не знакомы с принятым у нас в стране порядком получения, обмена или подтверждения рабочих дипломов, а также с действующей международной конвенцией по дипломированию моряков (ПДМНВ-78/95). Если в прежние времена в бытность СССР этой проблемой занимались соответствующие службы пароходств и капитаны портов, то на современном этапе в Украине в этой области царит полная неразбериха.
Казалось бы, все есть у нас для подготовки, переподготовки, аттестации и дипломирования:
Центр аттестации и подготовки плавсостава при Одесской Государственной Морской Академии (ОГМА);
Одесский морской тренажерный центр и его филиал в г. Измаиле;
Севастопольский морской тренажерный центр;
Морские учебные центры в гг. Киев, Мариуполь, Керчь;
Государственное предприятие по аттестации и регистрации плавсостава Украины с филиалами в гг. Киев, Измаил, Мариуполь;
Подразделения по дипломированию моряков при капитанах портов.
Но почему же в целом по стране вся эта «машина» буксует?
Давайте попробуем разобраться, что необходимо моряку для периодического повышения своей квалификации или ее повышения?
Согласно рекомендаций ПДМНВ 78/95 необходимо пройти краткосрочные установочные курсы с тестовой проверкой компетентности, обзорными лекциями по международному праву, ознакомлением с дополнениями и изменениями в международных конвенциях и кодексах, новшествах в профессиональной сфере.
Пройти аттестацию (я подчеркиваю - именно аттестацию, а не сдачу экзаменов по академическим дисциплинам) в Государственной Квалификационной Комиссии, где критерием определения профессионализма, согласно рекомендаций ПДМНВ 78/95, являются практические навыки.
И, наконец,
На основании всех необходимых (согласно ПДМНВ 78/95) документов и справок выдать соответствующие дипломы, или подтверждения к ним международного образца.
В самом начале этого пути, еще до вступления в действие первого из вышеперечисленных пунктов, претендент должен пройти через одно из самых важных звеньев этой цепочки - Сектор Регистрации Плавсостава.
Этот сектор, укомплектованный опытными профессионалами, - капитанами дальнего плавания, старшими механиками - уполномочен определять правомочность подаваемых претендентами документов и вносить их в соответствующие реестры банка данных. В дальнейшем это облегчает и ускоряет процесс проверки правомочности и подлинности морских документов плавсостава. Опытные капитаны и старшие механики, входящие в штат сектора регистрации, уже на первом этапе поставят заслон в получении законных документов лже-специалистам морской отрасли.
Для координации действий каждого звена, составляющего данную цепь, необходим независимый орган. Таковым может являться Комитет по аттестации и дипломированию специалистов морской и речной транспортной отрасли при национальной морской администрации. Дело в том, что звенья есть, а цепи - нет.
Известный в прошлом капитан дальнего плавания, ныне капитан порта Измаил Владимир Федорович Столбовский, будучи неравнодушным к судьбе нашего морского флота и, тем более, к судьбе моряков, обладая высокими профессиональными навыками, сумел создать под своим началом в порту Измаил такое предприятие, которое в максимальной степени отвечает всем требованиям и запросам.
Измаильский морской тренажерный центр, признанный национальной морской администрацией, и, кстати, сертифицированный Российским Морским Регистром судоходства на соответствие системы управления качеством стандарту ISO 9001-1994 г. для морских тренажерных центров, обеспечивает выполнение требований и рекомендаций Конвенции ПДМНВ 78/95 в части подготовки морских специалистов к аттестации в Государственных Квалификационных Комиссиях.
Филиал Государственного предприятия по аттестации и регистрации плавсостава Украины располагает дееспособным сектором регистрации и семью государственными квалификационными комиссиями по различным морским специальностям, которые функционируют на производственной базе ИМТЦ в тесном содружестве и, как венцом всей деятельности, дипломно-паспортным отделом капитана порта. На основании уже проверенных и обновленных документов выдаются соответствующие рабочие дипломы.
На первый взгляд простая, отвечающая всем международным требованиям система заработала. Моряки очень быстро определили ее преимущества и уже сейчас попасть на процедуру обмена или получения морского диплома не так-то просто - запись проводится за несколько недель вперед, а о качестве процесса говорят записи в журналах отзывов.
Система опробована, работоспособна и в состоянии соответствовать требованиям «белого списка». Ощущается в определенной мере недостаток направляющей и координирующей роли вышестоящего комитета, который оказывал бы методологическую, программную и законодательную поддержку, обеспечивал бы бланками документов Гознака сертификатов и дипломов.
Все мы надеемся на скорейшее и разумное устранение «белых пятен», чтобы на вполне законных основаниях находиться в «Белом списке».
Журнал «Судоходство», N1-2, 2001 год.