Во многих портах по местным портовым правилам, а в портах России в соответствии с Обязательным постановлением по порту суда, в зависимости от тоннажа, обязаны пользоваться буксирами при швартовных операциях.
По своим тактическим и маневренным качествам эти суда должны выполнять роль вспомогательного средства в швартовных операциях.
Обычно в стесненной обстановке в порту при сильном ветре или течении используют один или несколько буксиров.Капитаны буксирных судов подчиняются капитану транспортного судна и выполняют все его распоряжения.
Капитан транспортного судна обязан до начала операций швартовки условиться с капитанами буксирных судов о предстоящей работе и маневрах.
Во всех случаях использования буксирного судна ответственность за безопасную швартовную операцию несет капитан транспортного судна. В связи с этим необходимо, чтобы штурманы, руководящие швартовкой на баке и корме, внимательно наблюдали за работой буксиров и буксирных тросов.
На буксирный катер с судна подают надежный трос с огоном на конце, который они закладывают на гак. Длина буксирного троса определяется в зависимости от условий швартовки и стесненности акватории и, как минимум, так, чтобы корма катера не касалась буксируемого судна при любом положении последнего.
Если судно имеет бульбовый форштевень, то буксирный трос берут длиннее, чем на обычном судне, и наоборот, для судна с транцевой кормой - короче.
Важным условием для качественного использования буксирных судов при швартовных операциях является связь между судном и буксирными катерами.
Необходимые приказания капитанам буксирных катеров передаются установленными звуковыми сигналами, подаваемыми тифоном, сиреной или штурманским свистком и в некоторых случаях - голосом через мегафон.
Принято подавать сигналы судовым свистком для носового буксирного судна, а штурманским свистком - для кормового. В некоторых случаях сигналы подают руками. В последнее время широкое распространение получило использование для связи судна и буксира УКВ радиостанции.