Необходимость этой операции возникает, когда в порту для стоянки судна (судов) может быть отведена минимальная длина причальной линии. Такая швартовка характерна для танкеров и судов, которые становятся на длительный отстой, на ремонт, иногда для производства грузовых операций с обоих бортов на плавучие средства (баржи, лихтеры).
Этим методом пользуются при временной швартовке большого количества судов в ожидании формирования каравана в портах с небольшой причальной линией и в ряде других случаев.
Постановка кормой к берегу обычно осуществляется с отдачей двух якорей. Если стоянка кратковременная, можно использовать один якорь.
При производстве швартовки кормой необходимо знать, на каком расстоянии от берега (причала) надо положить якоря, чтобы обеспечить соответствующую держащую силу их; где отдать первый якорь, чтобы впоследствии встать в определенное место, и как обеспечить правильный угол разноса якорей (в пределах 20 ÷ 60°).
Для обеспечения выполнения этих условий необходима достаточная акватория при подходе к причалу и отходе от него. Сам маневр должен быть предварительно рассчитан с учетом гидрометеорологической обстановки, длительности и цели стоянки.
Правильным и точно выполненным маневром считается такой, по окончании которого диаметральная плоскость судна будет перпендикулярна причальной линии в намеченном месте, а на клюзе останется вполне достаточное количество якорной цепи для обеспечения надежной стоянки. Минимальное расстояние линии отдачи якорей от причала должно быть не менее Lо:
Lо = lя + Lc + d
где,
1я - длина вытравленной якорь-цепи, обеспечивающая максимальную держащую силу якоря на данной глубине, м;
Lc - длина судна, м;
d - зазор между кормой и причалом, м.
Способ швартовки судна кормой к причалу с отдачей двух якорей можно выполнить следующим образом. На план порта (рейда) в расстоянии от причала не менее Lo наносят место отдачи якорей с расчетом иметь угол между направлениями якорь-цепей около 45°. Используя нанесенные на план береговые ориентиры, замечают пеленги (ИП) мест отдачи первого и второго якорей.
Одновременно готовят якоря к отдаче и все судно - к швартовным операциям. Когда все подготовлено, маневрируя рулем и машиной, направляют судно к месту отдачи первого якоря, постоянно контролируя свое место и измеряя глубину. Придя в место отдачи первого якоря, значительно уменьшают поступательное движение судна вперед и отдают один из якорей.
Плавно потравливают цепь, пока судно, продолжая следовать тем же курсом, не придет в место отдачи второго якоря, где отдают другой якорь. Перед отдачей второго якоря следует погасить инерцию движения судна вперед. Затем, маневрируя рулем и машиной, направляют судно кормой к причалу. Во время движения выравнивают обе якорь-цепи, а при приближении к причалу их держат туго натянутыми.
Если судно остановилось, а до причала еще далеко, нужно снова потравить обе цепи и дать толчок машиной на задний ход и, когда появится возможность, подать бросательные концы на причал и с их помощью завести и закрепить на причале швартовные тросы. После крепления тросы выравнивают и надежно крепят на кнехтах судна.
Только после этого подбирают слабину якорь-цепей и устанавливают судно в нужном положении, Операция по постановке судна кормой с отдачей одного якоря производится аналогичным способом, с той лишь разницей, что якорь отдают в месте, расположенном на линии, перпендикулярной причалу, на расстоянии Lо от него.
Швартовка кормой к берегу или причалу в штиль, при малом ветре, дующем под небольшим углом к линии постановки судна или вдоль нее, не представляет трудности и может быть выполнена без помощи буксиров.
Выполнение этого маневра при свежем отжимном ветре или ветре, дующем перпендикулярно линии швартовки, без помощи буксирных судов практически невозможно. Для судов с высоким бортом и сильно развитыми надстройками даже при слабом ветре, дующем в борт, необходимо при подходе кормой к стенке брать поправку на ветер.