Не доходя до причала на четыре-пять длин корпуса судна, стопорят машину и двигаются по инерции со скоростью, не теряя управляемости.
Судно должно двигаться так, чтобы быть или прямо против ветра, или под небольшим углом к нему (положение I). На расстоянии 0,5 - 1 длины корпуса от причала отдают якорь борта, противоположного борту швартовки (положение II).
Длина вытравленной якорь-цепи зависит от глубины и характера грунта, силы ветра и других условий, Обычно при швартовке в портах с глубинами около 10 м отдают одну смычку якорь-цепи.
Маневрируя с помощью машины и руля, судно направляют к причалу под предельно малым углом, чтобы иметь возможность подать носовой продольный и носовой шпринг (положение III).
После подачи и закрепления швартовных тросов на тумбах и кнехтах якорь-цепь зажимают ленточным стопором, руль перекладывают на борт, противоположный причалу, и машине дают ход вперед.
Под влиянием туго натянутой якорь-цепи, носовых швартовных тросов, работы машины и переложенного на борт руля корма судна будет медленно подходить к причалу. Для облегчения завала кормы в сторону причала носовые швартовные тросы (особенно шпринг) можно потравливать.
При первой возможности подают с кормы бросательные концы, а затем и кормовые швартовы. Если такой возможности нет, а корма вследствие сильного отжимного ветра к причалу не идет, то надо передать бросательный конец с бака для кормового прижимного троса, которым в дальнейшем подтягивают корму к причалу.
Схема швартовки судна к причалу с помощью якоря
В тех случаях, когда отданный якорь препятствует подтягиванию судна к причалу, якорь-цепь потравливают. Далее подают и крепят нужное количество швартовных тросов. Такой метод швартовки применяется при сильном отжимном ветре, особенно для порожних судов.
В условиях сильного прижимного ветра иногда отдают подветренный якорь с того борта, которым швартуются. Условием успешного выполнения маневра является возможность удержания на ветре кормы судна за счет якоря, руля и работающего винта. Этот метод имеет некоторые преимущества.
Ползущий якорь, отданный йод корпус, замедляет движение судна и вызывает улучшение маневренности в связи с тем, что при минимальном движении судна вперед можно с помощью увеличения оборотов винта увеличить давление на перо руля