Главное условие безаварийной швартовки - правильно рассчитанные скорости движения судна на подходе к причальной линии. Как правило, чрезмерную скорость замечают только тогда, когда судно близко подошло к причалу.
Поэтому при следовании к месту швартовки рекомендуется заранее сбавить ход или застопорить машину. При помощи машины и руля надо стремиться привести судно на такой курс, чтобы его диаметральная плоскость составляла угол 10 - 35° с линией причала, а нос судна был направлен к месту швартовки (рис. 1, положение I).
В зависимости от размеров судна, состояния его загрузки, а также системы двигателя на определенном расстоянии от причала машину стопорят, и в дальнейшем судно должно двигаться по инерции, сохраняя управляемость (положение II).
Рис.1 Схема швартовки судов к причалу
Если расчет времени остановки машины был сделан слишком поздно и инерционное движение продолжает оставаться быстрым, для его уменьшения следует дать задний ход. Если машины остановлены преждевременно и судно перестает слушаться руля, нужно дать толчок самым малым передним ходом.
В непосредственной близости от причала дают машине ход назад (положение III). Под влиянием работы винта на задний ход и поступательного движения по инерции вперед судно будет совершать сложное движение: замедленно продвигаться вперед, нос будет уваливаться от причала, а корма приближаться к нему. Это положение справедливо только в том случае, если судно подходит к причалу левым бортом при правом шаге винта и правым бортом при левом шаге винта.