Общие положения анализа трудовой деятельности основываются на комплексном системном подходе, который является ведущим методологическим принципом современных наук о труде.
С позиций этого подхода трудовая деятельность человека рассматривается в единстве трех взаимосвязанных аспектов: предметно-действенного, физиологического и психологического.
Труд - сложная эмпирическая категория, которая изучается с позиций социальных и биологических наук, что обусловлено двойственной природой этого явления.
С одной стороны, труд имеет социально-экономическую сущность, которая отражает характерные для данного общества производственные отношения. А с другой - является процессом взаимодействия между человеком и природой, выполняя определенную техническую функцию, осуществление которой основано на общих биологических - физиологических и психологических закономерностях человека как субъекта деятельности.
Труд является основным видом человеческой деятельности, в процессе которой "люди, вооруженные средствами труда, своей целесообразной деятельностью изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей". В этом проявляется предметно-действенное содержание труда, его внешняя сторона. Внутренняя сторона труда представлена его физиологическим и психологическим содержанием.
Совершая работу по созданию общественно полезного продукта, человек расходует свой энергетический потенциал, что приводит к утомлению и характеризует физиологическое содержание трудовой деятельности. По определению К. Маркса, труд " - это функции человеческого организма и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д.".
Утомление, преломляясь через социальные и личностные компоненты человека как субъекта труда, в частности, через комплекс его эмоционально-волевых отношений к деятельности, выражается в состояниях усталости.
Так, при неинтересной, монотонной, безразличной для человека работе у него может возникать чувство усталости еще задолго до того, как наступит реальное утомление, основанное на расходе определенной части энергетического запаса организма. И, наоборот, при интересной работе даже продолжительное утомление может быть приятным. Чувство усталости - психологический признак физиологического явления утомления. Субъективные, личностные факторы, определяющие отношение человека к труду, выступают решающими характеристиками его психологического содержания.
Направленная по своей основной установке на производство продукта, удовлетворяющего человеческую потребность, трудовая деятельность вместе с тем и основное условие развития человека. В изречении Ф. Энгельса труд есть "первое основное условие человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: "труд создал самого человека.".
В ходе исторического преобразования производства, в процессе трудовой деятельности развивается двигательный аппарат человека, совершенствуются органы чувств, главным образом зрение, усложняются структура и функции коры больших полушарий головного мозга - естественноприродной основы человеческой психики, под которой понимается особая форма отражения объективной реальности, называемая сознанием.
Сознание является общим качеством всех психических функций и представляет собой не что иное, как осознанное бытие. Каждый человек овладевает этой формой отражения окружающего мира в процессе практического включения в жизнь общества, в систему социальных отношений и общественного производства.
Деятельность по созданию общественно полезного результата - труд - всегда подчинена сознательной цели, обусловленной отражением в сознании человека объективных потребностей общества. Цель как заранее мыслимое представление того продукта труда, на создание которого направлена трудовая деятельность, является выражением осознания, предвидения возможно-го её результата.
Эта важнейшая психологическая особенность труда выделена в классической характеристике К. Маркса: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.
В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю". Иными словами, труд - сознательная целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении человека и регулируется волей в соответствии с поставленной целью.
В процесс труда обязательно входит мир человеческих чувств, отражающих сложные объективные социально-производственные отношения, в которые включен человек как субъект деятельности. В труде так или иначе проявляется вся система процессов, свойств и состояний человека, обозначаемых как психические: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, способности, воля и т.д. В нем формируются и развиваются все стороны человеческой личности, расширяется мировоззрение индивида, совершенствуется его самосознание, складывается и усложняется система мотивов и целей.
Предметом социально-экономического анализа труда являются закономерности повышения эффективности деятельности человека в сфере производства, совершенствования планирования, улучшения условий, технической оснащенности, организации трудового процесса и многие другие теоретические и практические вопросы, связанные с решением народно-хозяйственных проблем.
Физиологический анализ трудовой деятельности предполагает рассмотрение вопросов повышения производительности труда за счет активации факторов работоспособности: внешних, включающих оптимизацию производственной среды, и внутренних, обеспечивающих нервную регуляцию рабочих действий.
Психологический анализ трудовой деятельности представляет со-бой характеристику свойств и качеств человеческой психики, включенных в процесс труда: восприятия, памяти, внимания, мышления, темперамента, характера, воли и эмоций, а также механизмов функционирования коллектива, управления людьми и многие другие
Для труда, как особого вида человеческой деятельности, направлен-ной на преобразование мира с общественно значимыми целями, характерна определенная специфика детерминирующих его психологических и биологических механизмов (потребностей, мотивов, убеждений, интересов, отношений и др.). Это находит свое выражение в социальной обусловленности мотивационно-потребностной сферы человека как субъекта труда, её зависимости от объективных общественных отношений, условий труда и жизни людей.