К этой форме умственной деятельности относят труд руководителей предприятий, учреждений, а также преподавателей,учителей и представителей других профессий, трудовые функции которых связаны с управлением.
В самом общем смысле понятие управления предполагает процесс взаимодействия между субъектом (тем, кто управляет) и объектом (кем или чем управляют), основанный на сложной совокупности взаимообратных информационных связей..
При этом одни из них - прямые - обеспечивают передачу управляющих воздействий от субъекта управления к его объекту, а другие - обратные - сигнализируют об их результативности (успешности или неуспешности). Таким образом, любой управленческий акт имеет замкнутую кольцевую структуру, которая носит название единичного цикла управления. Каждый такой цикл включен в сложную иерархическую систему циклов различной значимости, временной и пространственной протяженности.
Субординационные отношения между отдельными управленческими циклами определяются целями и задачами управления.
Независимо от того, управляет ли человек объектами живой или не-живой природы, техникой или общественными отношениями, управленческий труд всегда имеет своей конечной целью сохранение, развитие и совершенствование структуры и функций управляемых объектов.
В сфере социально-производственной деятельности людей в конечном своем результате управление имеет целью обеспечить условия для оптимального функционирования сложных организованных систем, объединяющих людей, технику и окружающую среду.
В таких системах главным - начальным (целеобразующим), действующим (работающим) и конечным (контролирующим) звеном является человек, выполняющий роль субъекта и объекта управления.
С этих позиций основная цель управленческого цикла высшего уровня состоит в развитии и совершенствовании "человеческого фактора", под которым понимается совокупность всех физических и духовных возможностей как отдельных индивидов, так и рабочих групп людей - коллективов, занятых в сфере социального производства. Суммированный человеческий потенциал - главная производительная сила общества, на которой зиждется общественный прогресс.
Высокая социальная значимость управленческого труда требует наличия у субъекта управления специальных личностных качеств, позволяющих ему успешно выполнять свои трудовые функции, отличающиеся значительным многообразием и сложностью.
Базисными функциями управления, вытекающими из структуры управленческого цикла являются: постановка целей и задач, организация путей и средств их достижения, контроль за их практическим осуществлением, оценка и учет полученных результатов.
Все эти функции представляют собой определенные умственные операции, для реализации которых человек, выступающий в роли субъекта управления должен обладать хорошо развитым интеллектом (от латинского intellectus - разумение, понимание; тождественно греческому nus - ум) - уровень умственных способностей индивида, обеспечивающий его оптимальное приспособление к условиям жизни.
Высокий уровень интеллекта предполагает наличие у индивида в первую очередь способности быстро воспринимать и перерабатывать большой объем разнородной информации, а главное - выделять в ней существенные элементы, что обеспечивает достижение намеченных целей при минимальных затратах физических и духовных сил, времени и средств. Структура интеллекта, включающая все виды человеческого мышления, во многом определяется эмоционально-волевыми качествами личности, кругозором, опытом, знаниями.
С давних времен существует распространенное мнение, что более высоким интеллектом наделены люди, занятые не практической (администраторы, руководители), а теоретической (математики, физики) деятельностью. Так, известный немецкий философ И. Кант в конце XVIII века утверждал, что гений возможен только в науке или искусстве. Даже психологи недавно истекшего двадцатого столетия расценивали интеллектуальную деятельность практиков (государственные деятели, политики, полководцы) как более элементарную и легкую в сравнении с теоретической (ученые, изобретатели).
Сейчас эта проблема ставится в другой плоскости - с позиций отражательной основы психики, объединяющей теоретические и практические компоненты интеллекта, под которым в узком значении этого слова понимается мышление, как высшая форма познания человеком окружающего мира. Не повторяя учебников общей психологии, кратко рассмотрим отражательную сущность мыслительных процессов применительно к практике управления.
Как известно, начальными ступенями психического отражения являются такие элементы познания как ощущения, восприятие и представления, на базе которых организуются мысленные образы, общие для человека и животных.
Обязательным условием формирования чисто человеческого абстрактного (от латинского abstractio - отвлечение) мышления, основанного на выделении существенных признаков предметов, является язык, в котором запечатлен социально-исторический опыт людей. Любые мысли возникают и существуют у человека в виде абстрактных понятий, заключенных в системе знаков - слов.
Обозначая словом как языковым средством предметы и явления реальной действительности, человек выходит за пределы того, что непосредственно дано в ощущениях и восприятии. Например, даже с помощью самого мощного электронного микроскопа невозможно увидеть элементарные частицы, но с помощью абстрактного (знакового) мышления их легко определяют и используют в практике.
Мышление человека как высшая ступень целостного пути познания окружающей реальности является процессом, в начальном периоде которого образы непосредственного чувственного восприятия мира преобразуются в абстрактные мыслительные символы. Это работа так называемого теоретического ума.
Заключительным этапом мышления является переход от обобщенных абстракций к практике, в ходе которой проверяется истинность положений, устанавливаемых теорией. А это уже характерная черта ума практического.
С таких позиций оценка интеллектуальной деятельности практиков, по сравнению с теоретической, как более элементарной и легкой неправомерна. Наблюдающиеся здесь отличия заключаются не в уровне интеллекта, не в глубине и широте ума, а в принципиальном ходе самого процесса мышления, обусловленного содержанием умственного труда, предъявляющего различные требования к человеку. Теоретик отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы и неограничен в своей деятельности временем.
Так, прошло почти 16 лет от зарождения идеи закона всемирного тяготения у известного физика И. Ньютона до ее реального доказательства. Двадцать лет готовился Ч. Дарвин к написанию работы "Происхождение видов".
Ученые могут позволить себе длительно сосредотачивать внимание на узком вопросе и отличаются в силу этого, как известно, рассеянностью, которая находит выражение даже в анекдотических случаях из их жизни. Рассказывают, что И. Ньютон как-то вместо яйца бросил в кипяток свои часы; известный отечественный физико-химик И. А. Каблуков пришел однажды на ученый совет в разных ботинках - желтом и черном.
И таких примеров, когда сознание человека загружено одной проблемой, а другие менее значимые для него стороны жизни протекают на неосознаваемом уровне много.
У практика, привязанного к реальному моменту жизни, деятельность протекает в условиях лимита и даже дефицита времени. "Одна минута решает исход баталии - говорил А. Суворов. - Я действую не часами, а минутами". От скорости принятия делового решения руководителем зависит эффективность деятельности предприятия в целом, а в ряде случаев (аварии, несчастные случаи) - жизнь и здоровье подчиненных людей.
Быстрота мысли как одно из качеств хорошо развитого интеллекта, во многом зависит от гибкости ума, которая проявляется в умении оперативно оценивать сложившуюся ситуацию и в случае необходимости изменять намеченное решение.
Большую роль в активности и скорости мыслительных процессов играет внимание и в первую очередь такие его качества, как распределяемость и переключаемость, позволяющие одномоментно решать несколько проблем, охватывая все их стороны. Управленческий труд требует от человека собранности, организованности всех психических процессов, прежде всего сознательного активного внимания, мобилизующего все силы интеллекта на решение текущей задачи.
Важное значение в структуре интеллекта людей имеют также свойства высшей нервной деятельности, темперамент, характер, способности и другие составляющие человеческой психики.
Так, например, каждый индивид имеет известные отличия в механизмах психического отражения, которые основаны на неоднозначности функций левого и правого полушарий головного мозга как материальной основы психики, так называемой межполушарной функциональной ассиметрии мозга.
У одних лиц (правополушарных) преобладает образное мышление, у других (левополушарных) - словесно-логическое, а у третьих (без выраженного преобладания какого-либо полушария) характерен смешанный тип мышления.
В первом случае - это люди, живущие впечатлениями и эмоциями от реальной жизни, обычно художники, композиторы, писатели, драматурги. У выраженных представителей это-го типа ("художников") в процессе деятельности нередко появляются эйдетические образы, спроецированные во сне. Эйдетизм (от греческого eidos - вид) способность некоторых индивидов длительное время сохранять в памяти образы предметов, не действующих в данный момент на органы чувств.
Во втором случае - это "мыслители", оперирующие понятиями и абстракциями на базе слов, логических умозрительных построений. Как правило, такие люди оторваны от действительности и в своих мысленных процессах руководствуются идеальными представлениями ("домыслами"), на основе которых создаются гипотезы и теории.
И, наконец, у лиц третьего типа наблюдается гармоническое равновесие между функциями правого и левого полушарий мозга. Эти люди составляют большую половину всего человечества (68 - 70 %). Таким образом, среди руководителей могут быть представители разных типов мышления, что естественно сказывается на характере их профессиональной деятельности. Прежде всего, на восприятии человеком социально-производственной обстановки - конкретных ситуаций, других людей.
Так, например, руководителю художественного типа может быть свойственна излишняя эмоциональность в оценках окружающей реальности, а мыслителям, наоборот, крайняя рациональность.
Однако решающую роль при этом имеют профессиональный опыт и способности, то есть индивидуально-типологические особенности личности, лежащие в основе успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.