ledokol_krasin.jpg

Ребёнок делает урокиСодержанием этого вида труда является учебный процесс, то есть особая деятельность по приобретению знаний,умений и навыков, для успешного усвоения которых требуется напряжение основных психических функций: восприятия,внимания, памяти, мышления, а также в значительной степени воли.

Последнее связано с тем, что в учении, как и в любой другой форме труда, всегда возникают определенные затруднения, обусловленные в первую очередь необходимостью неоднократного повторения того или иного информационного материала с целью его запоминания.

Кроме того, могут возникать сложности в ходе овладения какими-либо практическими действиями (физическими или умственными), которые тоже требуют многократного повторения (упражнения, тренировки), значительных затрат времени, духовных и физических сил человека.

Чем сложнее содержание учебного материала, которым должен овладеть учащийся, тем больше усилий затрачивает он в процессе тренировки, тем в большей степени должны быть развиты у него волевые качества, позволяющие преодолевать неизбежные при этом трудности.

Только на основе постоянной тренировки, длительной отработки навыков и умений, расширения знаний в сфере избранной человеком профессии возможно превращение природных задатков в специальные профессиональные способности, определяющие высокий уровень мастерства человека в любой области его трудовой деятельности.

Известно, что даже многие выдающиеся люди, имеющие, как говорят, "талант от Бога", при обучении определенной профессии отличались завидным трудолюбием.

Маленького В.-А. Моцарта родители уговаривали прекращать занятия, чтобы он не переутомлялся. Молодой Е.И. Репин в годы учения так много времени проводил за мольбертом, что иногда от переутомления терял сознание. Недаром знаменитый американский изобретатель Т. Эдисон как-то сказал: "Гений - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение".

Рассмотренные примеры являются прямым свидетельством того, что между понятиями "учение" и "труд" не существует принципиального различия, так как учебная деятельность - это всегда преодоление определенных сложностей, всегда напряжение физиологических и психологических функций человека, которые сопровождаются высокими энергетическими затрата-ми его организма, вызывая утомление.
В периоды сдачи зачетов, экзаменов учащимися (студентами, курсантами, школьниками, слушателями курсов) приходится воспринимать, запоминать и перерабатывать (обдумывать, пере-осмысливать) большой объем разнородной информации при дефиците времени. Это определяет высокий уровень нервно-эмоционального напряжения со всеми характерными признаками стресса, сопровождающегося, как известно, значительным расходованием энергетического потенциала.

В учебной деятельности, как и в любой другой форме умственного труда, присутствуют определенные элементы физической нагрузки, что находит свое выражение в необходимости длительного удержания вынужденной рабочей позы "сидя" (за столом), основанного на статической работе мышц.
Тем не менее, в целом учебный труд характеризуется гипокинезией, что снижает общую готовность человека к деятельности, исходную напряженность, реактивность его организма и по своим проявлениям напоминает спад уровня бодрствования, наблюдаемого при засыпании. Продолжительное воздействие фактора гипокинезии на человека является одной из причин риска развития остеохондроза, нарушения обмена веществ, функций сердечно-сосудистой и нервной систем.

В современном учебном процессе широко используются технические средства труда, в частности, электронно-вычислительные машины, что открывает перспективы значительной экономии времени, затрачиваемого на процесс усвоения знаний (общеобразовательных, профессиональных).
Так, с помощью компьютеров сейчас быстро выполняются многие рутинные операции учебного процесса, связанные с поиском информации (составление списков литературы, ознакомление с краткими аннотациями тех или иных книг), а также со всевозможными однотипными расчетами, классификация-ми однозначных данных, с построениями графиков, таблиц и многие другие.

Однако несомненные преимущества компьютерного оснащения учебного труда сопровождаются и негативными явлениями. К их числу в первую очередь следует отнести недостаточную разработку компьютерных программ, рассчитанных на реализацию творческого потенциала человека, образной составляющей в его мышлении. Мыслительная деятельность широкого круга пользователей компьютерами приобретает черты изменений алгоритмизации, то есть строго определенной последовательности, копирующей "систему мышления" машины.

Увлечение компьютерными играми, развивающими в целом мотивацию учения, в ряде случаев приводит к ослаблению познавательных мотивов, поскольку человека начинает интересовать лишь сам процесс игры, как развлекающего действия.
К негативным аспектам использования электронно-вычислительных устройств в учебной форме труда относят также повсеместный отказ от гигиенически обоснованного времени работы за дисплеем, которое должно составлять не более 15-20 минут.
Превышение указанного норматива закономерно ведет к резкому ухудшению функционального состояния высшей нервной деятельности человека, что закономерно снижает возможности его психических функций - восприятия и переработки информации, внимания, а также нарушает функционирование зрительного аппарата, вызывая значительное общее утомление.

Процесс компьютеризации объективен сегодня для всех сфер трудовой деятельности людей и является одним из частных проявлений непрерывного роста научно-технического прогресса. Широкое внедрение в практику общественного производства машин, автоматов, управляющих кибернетических устройств обусловливает дальнейшее разделение труда и появление внутри основных его видов новых форм трудовой деятельности.

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта