Главной особенностью данной формы труда является регуляция производственных процессов на расстоянии посредством пультов - устройств в виде столов, стендов с размещенными на их лицевых частях (панелях) средствами отображения информации и органами управления, с помощью которых оператор воздействует на тот или иной объект.
При этом человек должен воспринимать и удерживать большое количество информации, поступающей от различных приборов, принимать быстрые и рациональные решения, передавать четкие команды машинам, что требует значительного напряжения его интеллектуальных функций (от восприятия до воображения), а также активного внимания.
Работая с различными пультами управления, человек может выполнять неоднозначное количество рабочих операций, что зависит от степени автоматизации технической системы, и как следствие, формирует разные функциональные состояния его психики.
В одних случаях информация поступает к оператору без длительных периодов ожидания, его внимание полу-чает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. Обычно это наблюдается при элементарных формах дистанционного управления, когда работник включен в систему "человек - машина" как необходимое оперативное звено. Примером тому могут служить профессии крановщика, шофёра, диспетчера фуникулёра, пульты управления которых являются двигательными (кнопки, рычаги, штурвалы).
На следующем этапе развития дистанционных форм управления пульт оснащается приборами - датчиками, улавливающими изменения в состоянии объекта труда и посылающими информацию об этом человеку в виде определенной системы закодированных световых, звуковых и другого ро-да сигналов. Предмет труда исчезает из зоны непосредственного чувственного восприятия работника, отгораживается от него сенсорным (от латинского sensus - ощущение) и моторным (от латинского motor - движение) полями пульта управления.
Это в сотни, тысячи и десятки тысяч раз увеличивает возможности сферы восприятия человека и функций его двигательного аппарата. Так, зрение усиливается радиолокаторами, лазерами и телевизионными камерами, а руки и ноги как бы надставляются кнопками, рычагами и педалями, которые приводят в действие электроприборы, пневматические, гидравлические и другие технические системы, увеличивающие физическую силу человека, области её пространственного восприятия.
Производственный процесс требует теперь алгоритмирования, а характер труда во многом определяется степенью сложности перекодирования информационных сигналов, их расшифровки человеком. В одних случаях - при простом кодировании информации (однозначные звуковые, цветовые или световые сигналы) трудовые функции работника связаны с определенными действиями.
Например, показание стрелки о повышенном напряжении пара в котле требует действия, направленного на его снижение.
В других случаях - при сложной кодировке сигналов, включающей различные средства отображения информации (и звуки, и подвижные лучи или стрелки, и цветовую маркировку), оператор должен выбрать одно наиболее значимое, соответствующее ситуации действие из ряда возможных. Это, к примеру, характерно для трудовой деятельности диспетчера на любом производстве (транспорт, автоматизированные технологические процессы различных отраслей народного хозяйства).
Так, в общих чертах организован процесс информационного взаимодействия в системе "человек - машина", когда оператор, имеющий прямые (от сенсорного поля к работнику) и обратные (от него к техническому устройству) связи с управляемым объектом, выступает в роли важнейшего, наиболее ответственного - регулирующего звена.
Дальнейший прогресс форм дистанционного управления находит свое выражение в постепенном освобождении человека от роли оперативного звена в системе управления. Это достигается путем передачи функций регуляции самим автоматическим устройствам, которые начинают самостоятельно управлять производственными процессами (авторулевой на кораблях и судах, автопилот на самолетах и пр.). работнику в этой новой системе: "человек - автомат - машина" отводится роль наблюдателя за приборами. Лишь неполадки в работе автомата или возникновение проблемной ситуации требуют вмешательства человека.
В большинстве современных автоматических систем применяется электронно-вычислительное оборудование. Введение его в контуры управления определяет наличие между информацией, получаемой оператором, и передаваемой от него командой к машине еще одного звена - запроса, адресованного "думающей" машине.
Это обеспечивает автоматизацию многих сугубо интеллектуальных областей человеческой деятельности, таких как: сложные и трудоемкие математические расчеты, бухгалтерские и статистические работы, руководство технологическими линиями и даже "осмысливание" результатов экспериментальных данных в физике, астрономии и других науках.
Передача машине тех или иных умственных операций не только разгружает мозг человека, но и вооружает его новыми возможностями в решении таких задач, которые сам он реализовать не может.
Например, спутниковые системы во многом облегчают трудовые функции штурмана современного морского судна по определению точного места его нахождения, по оценке навигационной обстановки, способствуют эффективному осуществлению всевозможных форм связи. Автоматизированными системами оснащены центральные посты управления механических агрегатов судов, ...
Насыщение электронно-вычислительной техникой всех областей человеческой жизни происходит все возрастающими темпами. Существуют автоматы-роботы, которые "видят" и "читают" (с помощью телекамер) чертежи, сравнивают за счет работы "электронного мозга" различные детали предметов и собирают их на основе самостоятельно выработанных схем. Уже созданы кибернетические устройства, собирающие, перерабатывающие и имитирующие не только зрительную, но также звуковую, осязательную информацию и даже человеческую речь.
Есть электронно-вычислительные машины, играющие в шахматы, сочиняющие музыку и пишущие стихи, обучающие студентов и принимающие у них экзамены, и многие другие. Но тем не менее полностью заменить человека в материальном или духовном производстве автоматическими системами невозможно.
Многие задачи, которые решает оператор, недоступны ЭВМ. Это и не удивительно, так как человек своими органами чувств и мозгом способен не только воспринимать и оценивать бесчисленное многообразие раздражителей, но и в отличие от автоматов (роботов, компьютеров, вычислительных устройств и средств связи), наиболее эффективно работающих со стандартизированными объектами, улавливать в широком диапазоне изменения их свойств. За доли секунды электронный мозг может решать многие трудные для человека задачи, но только люди, наделенные творческим мышлением, способны оперировать нечётко очерченными понятиями и справляться с проблемными ситуациями.
Многие электронные устройства перерабатывают огромное количество информации, "самостоятельно" принимают и реализуют некоторые решения в условиях нестандартных ситуаций и способны к "самопрограммированию", что напоминает сознательную деятельность человека.
Например, компьютер может исправлять счетные, логические и грамматические ошибки пользователя, но только в рамках объема машинной памяти, заложенной в него оператором-программистом - носителем творческих преобразований, обусловленных во многом естественно природными свойствами психики. В частности, интуицией - знанием, возникающим без осознания путей и условий его получения посредством мгновенного целостного охвата сложившейся обстановки.
Интуиция - эвристический процесс нахождения оптимального способа решения задачи до выполнения логических операций, основа прошлого опыта, включающего не только формальную информацию о подобных ситуациях, но и "аморфную", связанную с их чувственно-эмоциональной окраской и характером переживаний человека в данный момент, с его "настроем". В таких случаях комплекс знаний, недостаточный для логического мыслительного акта, дополняется неосознаваемыми человеком связями с образными представлениями эмоциональной памяти и возникает внезапное, в доли секунды, озарение - инсайт (от английского insight - понимание), помогающее ему найти правильный выход из затруднительного положения.
Чем больше автоматизируется в машинных процессах деятельность оператора, тем больше у него возможностей проявлять в ней свои творческие силы и способности. Однако при работе с электронными машинами, особенно запрограммированными на принятие решений в соответствии с изменяющимися внешними условиями (автопульты, роботы), возникают специфические трудности, которые вызываются случайными факторами.
Известно много примеров, когда самоуправляемые автоматы совершают казалось бы бес-причинные ошибки, которые напоминают неадекватное поведение людей. Так, в одной научно-исследовательской лаборатории робот самостоятельно приостанавливал работу, когда к нему близко подходила одна из сотрудниц. Анализ ситуации показал, что сбои в функционировании машины были вы-званы краской, которой женщина красила себе волосы. Один автомат, умеющий сочинять вальсы, "не хотел" писать марши: крутил без конца лен-ту программы, останавливался, моргал неоновыми "глазами", не выдавая требуемой продукции, как капризный ребенок. При проверке оказалось, что причиной его отказа от работы была незначительная ошибка в записи программы.
Такие непредвиденные нарушения в функциях автоматизированных систем могут иметь место не только в научных лабораториях, но и на практике в различных сферах трудовой деятельности человека (в промышленности, транспортном хозяйстве, на флоте, в авиации, в космонавтике и т.д.). результатом их часто являются состояния нервно-психического напряжения человека-оператора, обусловленные отсутствием информации о том, каким будет "поведение" машины при изменении условий внешней среды.
Получение информации о преобразованиях, происходящих в управляемых объектах (процессах) и в окружающей обстановке - одна из важнейших функций работника в автоматизированных системах разной степени сложности (от автомобиля до космического корабля). При этом данные могут поступать к оператору по различным каналам связи. Но в любом случае процесс информационного взаимодействия человека и машины имеет фундаментальное значение, так как от его эффективности в конечном итоге зависят надежность, точность и быстродействие всей управляющей системы в целом.