Какой бы характер не носила деятельность оператора, в общем виде её можно представить как последовательную смену обработки информации на психологическом уровне,протекающую в четыре этапа.
На первом из них к человеку поступают данные, отображаемые системой технических регистрационных устройств (стрелочных приборов, экранных осциллографов и др.). их совокупность образует так называемую информационную модель, которая формируется на базе основных познавательных психических процессов индивида - ощущений, восприятия и мышление.
Этот этап носит название "приём информации". На качество информационной модели оказывает влияние ряд факторов. Одни - субъективные - определяются индивидуальными скоростными характеристиками процессов познания человека-оператора.
Другие - объективные - количеством индикаторов на сенсорном поле управления, степенью сложности кодирования информации, физическими характеристиками сигналов (размерами изображаемого объекта, его цветовым тоном, световой яркостью и т.д.).
Если быстрота передаваемой информации, её ёмкость, характер формулы кода превышают возможности органов чувств и мозга человека, то уже на уровне информационной модели в функционирование системы "человек - машина" закладывается человеческая ошибка, снижая её надёжность.
Второй этап деятельности оператора - оценка и переработка информации - основан на активности процессов памяти и мышления, с помощью которых производится сопоставление заданных программой и реальных режимов работы системы, определяется срочность и важность поступающих сигналов. Последние декодируются на базе языковых средств и преобразуются в некоторую "умственную картину" управляемого процесса и условий его протекания, называемую "концептуальной моделью".
Ее адекватность определяется как интеллектуальными возможностями оператора, так и другими факторами. В частности, степенью сложности и надежности технических устройств, через систему которых передается информация; особенностями профессиональной деятельности человека и связанными с ней условиями окружающей среды.
Так, специфической особенностью водительских профессий является, с одной стороны, необходимость наблюдать за объектом управления не только с помощью приборов, но и непосредственно через органы чувств. При этом двойной сознательный самоконтроль действий (через приборы-индикаторы и органы чувств) способствует повышению надежности (без-ошибочности) функционирования управляемой системы.
А с другой - неблагоприятными воздействиями окружающей природной среды. Однако довольно часто водителю-оператору (шоферу, штурману морского судна, летчику) приходится работать в усложненной метеорологической обстановке (туман, дождь, снегопад), снижающей точность чувственного восприятия информационных сигналов (через органы зрения и слуха).
Иногда при низкой степени надежности приборной аппаратуры (устаревшей, плохо отремонтированной и пр.) возможно запотевание защитных стекол счетчиков и индикаторов за счет резких перепадов температуры среды. В результате все это может приводить к уменьшению скорости и точности зрительного восприятия, формированию неверных информационных и концептуальных моделей, что отрицательно сказывается на качестве после-дующих двух этапов деятельности оператора.
Третий этап в его работе известен как процесс принятия решения, или выбора наиболее рациональных вариантов рабочих действий из множества возможных альтернатив. Эффективность принятия решения определяется количеством возможных его вариантов, сложностью логических условий, алгоритмом, стоящей перед работником задачи, ее типом.
Четвертый, последний этап - это реализация решения, то есть его практическое осуществление путем выполнения конкретных движений (нажатие кнопок, включение тумблеров, поворот рычагов, произведение записей, отдача устных словесных распоряжений и т. д). Выполнение управляющих двигательных действий зависит от числа органов управления на моторном поле пульта, от способа их размещения, а также от ряда физических характеристик, определяющих степень удобства работы (размеров, форм, силы сопротивления рычагов, кнопок и пр.)