balker_draco.jpg

Крен пассажирского судна Октябрьская РеволюцияНаличие крена у судна увеличивает его осадку. Величина крена зависит как от ширины судна, так и от угла крена.

Поскольку подводная часть корпуса судна имеет сложную конфигурацию, и любое накренение нарушает симметрию погруженной части относительно диаметральной плоскости, то использование простых формул для расчета дополнительного проседания возможно лишь на небольших углах крена, когда эта несимметричность не приводит к существенным погрешностям.

В Наставлениях НШС-82 (НШСР-86) увеличение осадки судна при углах крена q 10° рекомендуется определять (в метрах) из выражения:

Формула определения осадки судна при углах крена

Следует помнить, что отсутствие статического крена не дает основания пренебрегать этой величиной, т.к. у судна может в любой момент появиться динамический крен в результате воздействия ветра или волн.

Кроме того, динамический крен будет иметь место при маневрировании судна, что следует учитывать при движении по криволинейному фарватеру. В этом случае приближенный расчет дополнительного проседания от динамического крена можно произвести на основании того, что на установившейся циркуляции наступает равенство моментов кренящего Мкр и восстанавливающего Мв:

 

Формула равенство моментов кренящего и восстанавливающего

где

D - водоизмещение судна, кг;

- скорость судна на циркуляции, м/с;

g - ускорение свободного падения, 9.81 м/с2;

- радиус циркуляции, м;

Zg = (Zm - ho ) - возвышение центра тяжести над основной плоскостью, м;

Zm - возвышение метацентра над основной плоскостью, м;

ho - начальная метацентрическая высота, м.

 

Выразив угол q из (24) и подставив его в (23) можно получить формулу для приближенного вычисления ожидаемого приращения осадки от динамического крена, если известны - начальная метацентрическая высота, радиус кривизны фарватера и предстоящая скорость движения:

Формула определения радиуса кривизны фарватера

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта