11-15 мая 2009г. в Гонконге прошла Дипломатическая конференция Международной морской организации (IMO), на которой была принята Гонконгская международная конвенция по безопасной и экологически рациональной утилизации судов.
Как сообщили SeaNews в пресс-службе Минтранса, в работе Конференции приняли участие представители 63 государств, два ассоциированных члена Организации (Гонконг и Макао) и представители 11 правительственных и неправительственных организаций.
Созданию Конвенции предшествовало принятие в 2003г. Ассамблеей IMO Руководства по разделке судов и затем принятие в 2005г. 24 сессией Ассамблеи IMO решения о необходимости разработки обязательного инструмента для глобального применения.
В качестве основы для своей работы Конференция использовала проект текста конвенции, подготовленный Комитетом по защите морской среды Организации, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить экологически чистую разделку судов после окончания срока их службы и исключить риск здоровью персонала при разделке, учитывая при этом интересы безопасности судна, охраны окружающей среды и потребностей международной торговли.
Конвенция применяется к судам 500 и более тонн.
Конвенция не применяется к военным кораблям, военным вспомогательным судам, а также судам, используемым для государственной некоммерческой службы.
Конвенция также не применяется к судам, работающим весь срок службы в водах, находящихся под юрисдикцией государства, флаг которого они несут.
Каждая сторона конвенции докладывает в IMO информацию:
- о наличии уполномоченных разделочных предприятий;
- список признанных организаций, уполномоченных осуществлять контроль по выполнению Конвенции и выдавать соответствующие свидетельства, как судам, так и разделочным предприятиям;
- количество судов, прошедших утилизацию;
- информацию о нарушениях.
Положения конвенции предусматривают выдачу судну свидетельства, подтверждающего наличие Перечня опасных материалов, используемых при строительстве или ремонте судна, проведение инспекций и выдачу свидетельства о готовности судна к утилизации.
Положения проекта Конвенции не предусматривают возможности привлечения к утилизации судов предприятий стран, не являющихся сторонами Конвенции.
Конвенция вступает в силу через 24 месяца после даты, на которую будут выполнены следующие условия:
- не менее 15 государств подписали ее без оговорки относительно ратификации, принятия или утверждения, либо сдали необходимый документ о ратификации;
- общая валовая вместимость торговых судов этих государств составляет не менее 40 процентов валовой вместимости судов мирового торгового флота;
- суммарная годовая мощность предприятий для утилизации судов государств, упомянутых в пункте 1, в течение предшествующих 10 лет, составляли не менее 3 процентов от валовой вместимости торгового флота этих государств.