«Профессор Штокман» - научно-исследовательское судно, построенное по проекту «430» в 1978 году.
Названо в честь советского учёного-океанолога Владимира Борисовича Штокмана.
Судно построено в 1978 году, имеет водоизмещение 1 100 тонн, длину 69 метров. «Профессор Штокман» был в более чем 100 научных рейсах и посетил практически все районы мирового океана.
В настоящее время судно продолжает научную деятельность. Судно принадлежит Институту океанологии им. П. П. Ширшова РАН. По имени В. Б. Штокмана названо Штокмановское газовое месторождение в Баренцевом море.
«Профессор Штокман» в порту Калининграда
Назначение: Научно - исследовательское
Собственность: Россия, Российская Академия Наук
Флаг: Россия
Позывной:UAUQ
Порт приписки: Калининград
Класс регистра: КМ Л1[I] Научное - исследовательское
Судовладелец: Институт Океанологии им. П.П. Ширшова РАН
Место и год постройки: Финляндия, 1979 г.
Основные размерения: Валовая вместимость-1297; Чистая вместииость-309; Водоизмещение-1611 т.; Длина наиб.-68,87 м.; Длина расч.-60,73 м.; Ширина-12,42 м.; Осадка макс.-4,7 м.;
Скорость-13,5 узлов; эконом-10,0 узлов;
Экипаж/Научный состав:34/26
Тип двигателя: дизельная установка
Главный двигатель Тип: RB16M358 Мощность 2000 л.с. Вспомогательный двигатель: Дизель - генераторы - 3 шт. Мощность 185,160,50 л.с.
Рулевое устройство Тип: А6,3/350 Е, электрогидравлическая машина, Тип руля: Простой обтекаемый; Мощность привода - 8 кВт.
Судовая электросеть: силовая 380В, 50Гц.; Хозяйственная 220В, 50Гц.
Запасы топлива/воды - 260 т./100т (питьевая),80т (мытьевая).
Расход топлива: на ходу -5, 0 т/ сутки; на стоянке 1т/сутки.
Автономность: по топливу 50 суток, по воде 40 суток
Производительность опреснителей: 10 т/ сутки.
Инсинераторы: «UNEX F-2»
Радионавигационное оборудование: Гирокомпас «Курс - 4» - 2 шт.; Лаг «ИЭЛ -2м» - 1шт.; Определитель координат: Навигационная сеть «Магновокс», Лоран С-ESZ-700, NOV TEX NCR-300, NOV STORDUKS NK -14 FILIPS, REGAL DECCA C1-140/4, RADIO DIRECTION FINDER KDF-SEP-TOS-LND(FR6) Эхолот НЭЛ-10 - 1 к-т.
Радиопередатчик ПВ/КВ «БРИГ» - 1 к-т; Радиоприемник «Циклоида» - 2 к-та; Аппаратура ГМССБ район А3 «SAILOR» в составе: Телексный терминал ПВ/КВ - 1 к-т; Радиостанция ПВ/КВ 250 Вт - 1 к-т; DSC ПВ/КВ - 1 к-т; УКВ р/ст с блоком DSC - 2 к-т; ИНМАРСАТ - С - 1 к-т; ИНМАРСАТ-мини-М - 1 к-т; УКВ р/ст -носимые ГМССБ «AXIS-250» - 3 к-та;
АРБ КОСПАС-САРСАТ «TRON-40S» - 1 к-т; РЛС-ответчик RT-94 SART - 2 шт; УКВ р/ст "Акация" - 1 шт; КВУ "Березка" - 1 к-т; Navtex NCR-300A - 1 к-т; Телетайп LO-300 - 1 к-т; ARQ-комплекс MX-80 и телетайп LO-300 - 1 к-т;
Ключ электронный «ЭКМ-4» - 1 шт; РЛС Bridgemaster C181/4 - 1 к-т; РЛС FURUNO - 1 к-т; DGPS Philips MK-10 - 1 к-т.
Грузовое устройство: Кран-2шт. грузоподъемность 3 т. П-рама носовая - 1,4 т.; П-рама кормовая - 1,2 т
Научные лебедки: Кабельная лебедка «СТД»- Мощность 24Кн; тросовая -Мощность 55Кн; Траловая- Мощность 40Кн; Сейсмическая- Мощность 9Кн; Тросовая- Мощность 16Кн.
Гидроакустическая аппаратура: Эхолот «ЭЛАК-ЭНИФ»-1 шт.; Эхолот «ЭЛАК- НБС» - 1шт.; Лаг «ИЭЛ-2» - 1шт.
Научные помещения: Всего 6 лабораторных помещений на 21 рабочее место, общей площадью 95 м2.
Общее описание кают: Каюты «Люкс» (холл, спальня, санблок - ванна, туалет) - 2; Одноместных (кровать, диван, санблок - душ., туалет) - 12; Двухместных (2 кровати, диван, умывальник) - 14; Трехместных (3 кровати, диван, умывальник) - 6.
Объем трюмов: носовой -62 м3 кормовой - 88 м3.
Вид на надстройку судна с бака
К 2009 году судно совершило 100 рейсов в различные районы Мирового океана, в том числе в арктические и экваториальные широты. На судне были проведены значительные работы: открытие крупного нефтегазового месторождения на шельфе Баренцева моря, названное «Месторождением Штокмана»; исследование структуры рифта Красного моря; проведение первой Советской комплексной экспедиции в бассейн Амазонки; получение новых данных по Азорскому течению; плавание по Северному морскому пути; изучение сейсмоактивности в районе строящейся АТС в Бушере (Иран) и другие.
В последние годы НИС «Профессор Штокман» много используется в исследовании Балтийского, Баренцева, Белого и Карского морей: их гидрофизики и геофизики, геологии и геохимии; в проведении мониторинга захоронений отравляющих веществ и отработанных блоков судовых АТС, представляющих потенциальную угрозу для биосферы этих бассейнов. Судно по своим технико-экономическим показателям является удобным в эксплуатации и имеет устойчивый спрос на проведение научных экспедиций.