parusnik_statsraad_lehaxuhl.jpg

Норвежское полярное судно Фрам"ФРАМ" ("Fram"- вперед), норвежское экспедиционное полярное судно, 3-мачтовая шхуна, специально предназначенная для научных исследований и плавания в сложных ледовых условиях. Построена в 1892 г. корабельным мастером К. Арчером по заказу Фритьофа Нансена и при его участии.

По требованию Нансена, полярное судно прежде всего должно было быть „безопасным и теплым убежищем" во льдах. „Фрам" получил округлую, полную форму с гладкой поверхностью, без выступающих частей, чтобы льды не могли раздавить судно, а выжимали его на поверхность.

Форштевень „Фрама" составлен из 3 дубовых брусьев общей толщиной 1,25 м. Между брусьями двойного ахтерштевня имелись 2 колодца для подъема руля и винта на палубу при неожиданном натиске льдов.

Общая толщина 3-слойной обшивки „Фрама" 70 - 80 см. Шпангоуты из отборного италианского дуба сложены попарно и скреплены болтами. Верх, палуба настлана досками толщиной 10 см, корпус разделен на 3 отсека водонепроницаемыми переборками.
Подволок, палубы, переборки снабжены теплоизоляцией из многослойных прокладок просмоленного войлока, пробки, линолеума. Камбуз и каюты (4 одноместные и 2 4-местные) рас­положены вокруг кают-компании, что сделало ее теплоизоляцию особенно надежной.

 

Экспозиция судна Фрам в Осло

Экспозиция судна Фрам

Динамо-машина для освещения могла приводиться в движение главным двигателем, ветром и вручную. На „Фраме" было 8 шлюпок, из них 2 аварийного, назначения, способные вместить весь экипаж и провиант на несколько месяцев. В 1893 - 1896 гг. „Фрам" дрейфовал в Арктике от Новосибирских о-вов к Северу.
В р-не Шпицбергена под руководством Нансена (до 1895 г.), затем под руковод. О. Свердрупа, впервые в истории достигнув 85° 56' с. ш. В 1898 - 1902 гг. Свердруп совершил на „Фраме" плавание в северной части Канадского Арктического архипелага В 1910 - 1912 гг. Р. Амундсен плавал на „Фраме" в Антарктике.

 

Винто-рулевая группа в кормовой части судна Фрам

Винто-рулевая группа в кормовой части судна Фрам

Ныне „Фрам" установлен в специальном павильоне Норвежского музея мореплавания в Осло как судно- памятник.

Водоизмещение 402 т.

Длинна 39 м.

Ширина 11м.

Мощность паровой машины 162 кВат, осадка 3,75 м, скорость на спокойной воде 6-7 узлов.

В 1893 – 1896 годах норвежский путешественник Фритьоф Нансен совершил плавание, которое современники называли «чистым безумием» или «добровольным самоубийством». Специально для нужд полярных исследований, длительного дрейфа в паковых льдах была построена деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе на русский - "вперёд"). Автором проекта был сам Фритьоф Нансен, конструктором Колин Арчер, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа. «Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года. Нансен решил двигаться Северо-восточным проходом, предполагалось пройти как можно севернее по открытой воде, после чего пришвартоваться к льдине и предоставить льдам всё остальное.

Маршрут плавания полярного судна ФрамВ 1883 году на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции на корабле «Жаннетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Этот 3-х летний дрейф во льдах натолкнул Фритьофа Нансена на мысль использовать дрейф во льдах с помощью мощных арктических подводных течений с востока на запад для исследования обширных полярных территорий. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения. Статья Мона и стала обоснованием идеи экспедиции к полюсу.

Нансен совершенно сознательно вмёрз в лёдовый панцирь, чтобы дрейфовать, как он рассчитывал не менее трёх лет, вместе со льдами к Северному полюсу. Норвежец совершенно продуманно провёл подготовку к тяжелейшему плаванию и дрейфу во льдах, провианта взяли не на три года, а на пять лет, экипировка и снаряжение соответствовала самым суровым условиям. Нансен, отобрал в свою команду 13-ть самых надёжных норманнов из 300 желающих. Норвежская команда была как единое целое - сплочённый коллектив. В 1893 году русский арктический исследователь Эдуард Толь, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай зимовки готовившегося к трёхлетнему плаванию «Фрама».

«Фрам» отплыл из Вардё 24 июня 1893 года. До 15 июля судно шло вдоль берегов Норвегии, загружая припасы, а Нансен давал серию публичных выступлений с целью покрытия финансовых недостач экспедиции.

29 июля «Фрам» вошёл в Югорский Шар – пролив между Югорским полуостровом и островом Вайгач, соединяющий Баренцево и Карское моря. Карское море пересекли благополучно, оказавшись на траверзе Енисея 18 августа. К 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр. 9 сентября преодолели мыс Челюскин. 5 октября 1893 года было официально объявлено о начале дрейфа. 9 октября на практике была проверена конструкция «Фрама»: произошло первое ледовое сжатие. Только 19 мая 1894 года «Фрам» пересёк 81° с.ш., двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. К концу лета 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход.

К марту 1895 года «Фрам» дрейфовал севернее островов архипелага Земля Франца-Иосифа и оказался на 84° с.ш. Тщательно анализируя ледовую обстановку, Ф.Нансен понимал, что дрейфующие льды не только не пройдут через Северный полюс, как он надеялся, но даже и не приблизят к нему. Выходит, что его задумка не может быть реализована?

Дрейф полярного судна ФрамНансен принимает твёрдое решение - добираться до Северного полюса пешим порядком: на лыжах, на лодках, на нартах. Нансен попрощался с командой судна, передав управление экспедицией отважному капитану Отто Свердрупу, надеясь, что он выведет судно из ледового плена и возвратится к родным берегам. Смелый и решительный норманн со своим помощником лейтенантом запаса норвежского флота опытным метеорологом и кочегаром, а проще сказать, мастером на все руки, Ялмаром Йохансоном, вдвоём на собачьих упряжках двинулись на штурм полюса. Но достичь северной вершины мира им не довелось. По причине весьма тяжелых условий передвижения, хотя оба были невероятно выносливыми, физически сильными, хорошими лыжниками и великолепными стрелками, классными, как сейчас бы сказали, биатлонистами, достигнув параллели 86°14´ с.ш., трезво оценили складывающуюся ситуацию, не стали подвергать себя непредсказуемым опасностям и повернули на юг в сторону островов архипелага Земля Франца-Иосифа и вышли на базу британской экспедиции Джексона на мысе Флора.

13-го августа 1896 года Ф.Нансен и Я.Йохансен возвратились на родину на яхте британцев «Windward».

После убытия Ф.Нансена и Я.Йохансена с «Фрама» в марте 1895 года, судно продолжало дрейфовать в западном направлении, и после очередной зимовки летом 1896 года оказалось вблизи северных островов архипелага Шпицберген, капитану Отто Свердрупу удалось освободиться от ледяного плена и успешно возвратиться домой, в порт Тромсё 20-го августа 1896 года без существенных повреждений и с командой в полном составе. Дрейф «Фрама» продолжался три года и три месяца.

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта